Отзвучали праздничные фейерверки и приветственные речи по случаю начала нового учебного года. Жизнь Киевской политехники вошло в привычный рабочий ритм: заполнились аудитории, лаборатории и библиотека, зашумело студгородок. Кто и каким образом пополнил этим летом наш университет?

План набора. В течение последних лет план набора на дневную форму обучения менялся за счет дифференцировки спектру направлений подготовки, специальностей и структурных особенностей.

Так, в 2000 году план набора по государственному заказу на I курс составлял 4828 студентов на 20 факультетах и ​​в 5 институтах, в 2001, 2002 и 2003 гг. Соответственно - 4955, 4958 и 5050 студентов на 20 факультетах и ​​в 6 институтах. В 2004 году - 5097 студентов, в 2005 году - 4776 студентов, в 2006 году этот показатель составил 4423 студенты на 20 факультетах и ​​в 6 институтах без учета ВИТИ.

Прием на первый курс в КПИ, как и в прошлом году, было осуществлено по схеме, когда функции проверки знаний (тестирование) и зачисления (по полученным сертификатам) были распределены между Центром тестирования и мониторинга знаний и приемной комиссией. Выпускники системы довузовской подготовки (СДП) могли подавать заявления и учитывать результаты аттестационных выпускных испытаний на пять факультетов. Это позволило большинству хорошо подготовленных абитуриентов выдержать конкурс и иметь возможность поступить в университет на льготных условиях (по результатам собеседования).

Конкурсная ситуация. Конкурс по поданным заявлениям в предыдущие годы менялся в пределах 1,7-2,1 человека на место. В этом году этот показатель составлял - 1,88.

Наибольшей популярностью, исходя из конкурса по поданным заявлениям, пользуются такие направления подготовки:

Филология (перевод англ.) - Конкурс на места госзаказа 11,83;
Журналистика (издательское дело и редактирование) - 7,44;
Право (правоведение) - 7,00;
Экономика и предпринимательство (экономика предприятия) - 4,68;
Компьютерные науки (компьютерные системы и сети) - 3,35.

Необходимо обратить внимание по приему на направления подготовки, где конкурс по поданным заявлениям меньше единицы:

Издательско-полиграфическое дело (материалы издательско-полиграфических производств) - 0,43;
Энергетика (тепловые электрические станции) - 0,43;
Акустотехника (медицинские акустические и биоакустические приборы и аппараты) - 0,50;
Горное (разработка месторождений полезных ископаемых) - 0,71.

Более полно конкурсную ситуацию можно охарактеризовать с учетом мест льготного приема. Это места, на которые зачисляются по результатам собеседования выпускники системы довузовской подготовки, медалисты школ, выпускники высших учебных заведений I-II уровней аккредитации, которые получили дипломы с отличием, и другие категории поступающих, предусмотренные Правилами приема в университет. Квоту этих мест в течение последних лет приемная комиссия постоянно увеличивала, но в этом году этот показатель был ограничен 40%.

Преимущества СДП. Анализ отчислений с I курса университета по итогам первого семестра свидетельствует о преимуществах в подготовке выпускников СДП над другими категориями абитуриентов. Так, в среднем отчисляется: до 4% первокурсников, которые были зачислены по категории СДП, до 7% медалистов и 11% тех, кто вступал на общих основаниях. Поэтому

университет постоянно расширяет базу довузовской подготовки, оказывается в поддержании большого количества слушателей СДП. Ежегодно в 2000-2006 гг. В списке допущенных к аттестационным выпускных испытаний было около 7 тыс. Слушателей СДП. Также постоянно повышается уровень требований к ним. В целом по результатам вступительных испытаний процент выпускников СДП среди зачисленных на дневную форму обучения в 2006 году составляет около 74%.

Реальный конкурс. За исключением мест, выделенных для льготного зачисления, реальный конкурс на последний день приема заявлений на дневную форму обучения составлял 2,3 человека на место.

Среди факультетов университета высокий конкурс был на факультетах права (7,0) и лингвистики (6,8). Конкурсный показатель для институтов составил: ВПИ - 3,2; ИТС - 1,8; ФТИ - 1,5; ИЭЭ - 1,5; ИПСА - 1,4; ММИ - 1,4 (см. Диаграмму).

Активная профориентационная работа, целенаправленная агитация в школах и городах - потенциальных потребителях специалистов, использование учебных комплексов - все это и дало такие положительные результаты.

Демографический кризис. Сегодня мы ощущаем последствия глубокого демографического кризиса и конкурентный характер рынка образовательных услуг, начал реально действовать. Как следствие, некоторые факультеты не смогли набрать студентов на выделенные им бюджетные места. В частности, ФЭЛ не добрал 33 студента, ЗФ - 32, ФМФ - 27 ХТФ - 25 ФАКС - 24. В общей сложности 14 факультетов потеряли 223 места по госзаказу. В результате на первый курс было зачислено 4421 студента на бюджетную форму обучения. Из них 3261 (73%) - это выпускники системы довузовской подготовки и 1092 - медалисты. В этом году мы учли и результаты внешнего тестирования, которое проводил Украинский центр оценивания качества образования. Всего к нам было подано 213 сертификатов, после перечисления которых по критериям КПИ были зачислены 84 студента.

Эта ситуация связана как с объективными, так и субъективными факторами. Объективные связаны с тем, что в 2006 году количество выпускников общеобразовательных школ уменьшилось на 40 000 по сравнению с 2005 и составила 474 000. А это, естественно, привело к уменьшению количества поданных абитуриентами заявлений в КПИ с 9568 в 2005 году до 8246 в 2006 году. Из них выдержали вступительные испытания по требованиям КПИ только 53%, то есть 4421 студент. К сожалению, такая тенденция будет усиливаться. По данным Министерства образования и науки, школы Украины в этом году приняли вдвое меньше первоклассников, чем пять лет назад.

К субъективным факторам относятся: недостаточный учет в работе значительного количества кафедр, факультетов и институтов изменений, происходящих на рынке труда, слабая профориентационная работа со школами, неготовность к совершенствованию учебных планов и номенклатуры специальностей и специализаций.

Исходя из названной тенденции, чрезвычайную актуальность приобретает системная работа с общеобразовательными школами в рамках довузовской подготовки.

Обучение без отрыва от производства. За последние 5 лет количество мест по госзаказу почти без изменений. Так, план госзаказа составлял в 2000 году - 440 человек, в 2001 году - 428 человек, в 2002 году - 420 человек, а в 2003 году - 427 человек на 18 факультетах и ​​в 2 институтах. В 2005 году - 456 человек на 19 факультетах и ​​в 2 институтах. В 2006 году - 453 человека на 19 факультетах и ​​в 3 институтах.

Динамика конкурсной ситуации на форму обучения без отрыва от производства за последние годы такова: 2000г. - 2,4 человека на место; 2001 - 1,95; 2002 - 1,64; 2003 - 1,36; 2004 - 1,41; 2005 году - 1,65. В нынешнем году этот показатель составляет 1,39. Прослеживается тенденция к увеличению количества абитуриентов, работающих по специальности или закончили техникумы и желающих получить высшее образование.

Обучение по контракту. По количеству контрактных студентов, то в этом году зачислено 715 студентов на дневную и 543 на заочную форму обучения, что является достаточно высоким показателем. В 2005 году эти показатели составляли соответственно 800 и 600 человек. Уменьшение количества зачисленных на дневную форму обучения произошло из-за существенного увеличения стоимости обучения (с 7000 грн в 2005 году. До 8500 грн в 2006 г..) И уменьшение общего количества выпускников школ.

По совершенствованию приема. Исходя из проведенного анализа, в задачи и меры по совершенствованию приема на первый курс можно отнести:

Необходимость дальнейшего развития связей со школами, лицеями и вузов I и II уровней аккредитации с целью пропаганды инженерных знаний.
Развитие и интеграцию СДП, совершенствования ее учебных планов, организации приема и обучения.
Проведение оценки знаний абитуриентов и отбор лучших абитуриентов на стадии обучения в системе довузовской подготовки и по результатам профильных олимпиад.
Оптимизацию количества и номенклатуры направлений подготовки, открытие новых и динамическое изменение существующих с учетом насущных потребностей общества.

Считая в целом успешной работу по приему студентов на I курс, необходимо отметить плодотворную, четкую работу приемной комиссии, отборочных и экспертных комиссий по всем предметам, деканов факультетов и Центра тестирования и мониторинга знаний, которые обеспечили выполнение плана набора и достойное пополнение студенческого коллектива.

Автор: Ю. И. Якименко, первый проректор НТУУ "КПИ"