Именно по такой форме возникло сотрудничество Анастасии Косминой, Ивана Окринца и Софии Косминой - студентов шестого, пятого и третьего курсов специализации мехатронного направления ММИ. Практическое задание, которое стояло перед ними, на первый взгляд несложное - автоматизировать два действия мобильной радиолокационной установки: переход из походного в рабочее положение и горизонтирование платформы установки. Несмотря на обилие подобных технических решений, Иван Окринец, который, кстати, работает в фирме, разрабатывающей подобную технику, с самого начала решил беспристрастно подойти к этой задаче. Как специалист с гидропривода он понимал, что указанные в задании вес установки (5 тонн) и три скорости для ее разгрузки и загрузки являются наиболее приемлемыми для гидроавтоматики. С другой стороны, как специалист по гидроавтоматике он знал стоимость оборудования и энергоемкость и стоимость его эксплуатации - мощность насосного агрегата и постоянное энергопотребление. Второе обстоятельство добавило проблем к оборудованию мобильной машины, которая перевозит и энергоносители, и нужную в полевых условиях технику.

На этой ноте и состоялась встреча решимости со смекалкой. Все трое встретились во время подготовки к молодежной научной конференции и подготовки лабораторий мехатроники к летней школе "Мехатроника в машиностроении-2018". Именно тогда две сестры, Анастасия и София Космины, помогали друг другу завершить магистерскую диссертацию старшей - Анастасии, и выбрать направление для проекта бакалавра младшей - Софии.

Проблема, которую исследовала Анастасия, имела известную аналогию в системе кровообращения: сердце и сосуды - вместе они предоставляют жизнь и содержание всем действиям и движениям каждого органа. Так же и в мехатронике - энергообеспечение от элементов питания к каждому звену, а через "сосуды" гидравлики - до исполнительных гидравлических устройств. Но сосуды системы кровообращения не только транспортируют жизненную жидкость, но и задают ее направление, давление, помогают течению. Почему в гидроприводе не сделать то же - передать часть функций энергетики от насоса к гидравлическим каналам? В исследованиях Анастасии в гидравлические каналы ввели дополнительные клапаны, заставили их работать в унисон и обеспечивать необходимое давление и "пульс" гидропривода - отправлять волну за волной жидкость соответствующего давления до цели. Оказалось, что такая работа "гидравлических сосудов" при небольших скоростях и точных движениях существенно уменьшает необходимую мощность насосного агрегата.

В это время Иван разрабатывал систему гидроавтоматики, которая в одном случае работает быстро, а в другом - медленно и осторожно. На этом этапе произошло умножения решимости автора практического задания на сообразительность исследователя: быстрые движения обеспечивает обычная гидравлика и насосный агрегат, а точное перемещение обеспечивают упругие свойства гидравлических каналов и жидкости и накопленная в аккумуляторе жидкость под давлением. Поэтому в режиме точных и небольших перемещений будет использовано избыток энергии, накопленный в других режимах, а энергопотребление вообще отсутствует.

Полгода работы, четыре доклада на конференциях - и техническое решение почти готово. Но впереди две магистерские работы - исследование точности, энергоемкости, надежности, имитационное моделирование режимов в полевых условиях. Привлекательностью этой работы является наличие реальной системы-прототипа (см. Фото), на котором уже запланировано установление и испытания новой мехатронной системы и в соответствии с которой разрабатывают конструкторскую документацию "гидравлических сосудов". И реальная система требует реальных решений в реальных условиях. Необходимо предусмотреть множество особенностей: изменение температуры жидкости от 60 до -300С, порывы ветра переменного направления до 20 м / с, неровности почвы и его различную податливость, сохранность оборудования от динамических нагрузок и многие другие, которые отличают специалиста от хорошего студента.

Так, волею случая, весной 2018 года трое студентов-участников олимпиады "Мехатроника в машиностроении" прикоснулись к "взрослой работе" и перешли в категорию конструкторов-исследователей новейшей техники. До встречи на испытаниях.

О.П.Губарев, профессор кафедры ПГМ