Истоки идеи. Проблема "кадрового вакуума" для международной управленческой вертикали - известна.

И хотя Ученым советом нашего университета принимались решения по подготовке менеджеров международной сферы через учебный процесс на ФСН, ФММ, ФЛ, ВПИ в аспирантуре, но системного решения найдено не было. Мы могли бы больше делегировать воспитанников КПИ и в органы управления по международным направлениям - так, как это делают другие университеты, которые готовят "международников".

Сказанное - лишь "толчок" для осмысления и других проблем. Например, относительно недоиспользуемых возможностей во внешнеэкономической деятельности, в повышении конкурентоспособности наших выпускников и др.

Новые решения можно было бы поискать на основе углубления междисциплинарности в конструировании содержания учебного процесса в соответствии с современными потребностями и страны, и КПИ.

Эти решения должны базироваться на тенденциях и глубоких традициях междисциплинарности начиная с периода становления университета, еще в 1903 году , что отмечал Д.И. Менделеев.

Комплексный - междисциплинарный - подход к созданию инновационных технологий всегда был присущ научным школам КПИ. Проекты студентов проф. Е.А. Патона нуждались в синтезе знаний по математике, физике, механике сплошных сред, сопротивлению материалов, материаловедению, дизайна, перспективах градостроительства.

В области научных школ КПИ сформировались всемирно известные ученые И.И. Сикорский, С.П. Королев и др., которые именно на основе междисциплинарности создали прорывные технологии, что изменили мир.

Междисциплинарный подход следует понимать как способ взаимодействия между науками, когда познание достигается лишь при объединении усилий отдельных наук.

Междисциплинарная построение содержания образования по 42-м специальностям КПИ основывается на привлечении преимущественно естественно-технических наук (нанотехнологии, биотехнологии, авиационно-космические технологии), "поднять" которые можно только при участии группы факультетов - через соответствующие научные исследования и образовательные программы.

При этом КПИ всегда был способным к быстрым изменениям.

Когда в 2002 году группа Зальцбург-семинара оценила перечень специальностей КПИ как устаревший, в течение всего 2-3 лет было усилено междисциплинарные (на стыке с информатикой) подходы к содержанию учебного процесса - практически на 75% кафедр.

А сейчас, когда сферами применения "критических технологий" VI технологического уклада ускоренно становятся наноразмерные производства (наноенергетика, молекулярная, клеточная и ядерная техника, биомиметика, нанобионика), стволовые клетки, инженерия живых тканей, к чему имеют отношение и ученые КПИ - многие просто не успевает адаптироваться к такой "удивительной" терминологии, не говоря уже о сущности изменений, быстрых перемен!

И это - результат углубления междисциплинарности, включение в "партнерство" новых комбинаций разнонаправленных наук, что ранее к решению таких проблем не привлекались.

Требования интернационализации. Сегодня перед университетом встала масштабная задача углубления интернационализации: усиление международной компоненты во всех составляющих деятельности, выход на организацию исследований и образовательных технологий подготовки специалистов, конкурентоспособных на мировых рынках труда; реформирование по модели современного технического исследовательского университета лидерского типа; получение статуса высокорейтингового университета по международно признанным критериям, увеличение количества иностранных студентов и визит-профессоров; обеспечение роста экономических показателей. Без восприятия нашей ментальностью идеи углубления междисциплинарности решить эту задачу невозможно.

Нетрадиционные (для прошлого) примеры углубления междисциплинарности. Традиционная междисциплинарность в КПИ реализовывалась в учебном процессе по 18 отраслям знаний, 42 специальностям и 168 специализациям, гармонизированными с практически всеми фундаментальными, прикладными, инженерными науками - в алгоритмическом поле, которое может быть названо "распределенной междисциплинарностью" ( "распределенной" на все кафедры , образовательные программы и научные школы университета).

В последние годы наблюдаем тенденцию расширения такой "распределенной междисциплинарности" за счет, так сказать, "партнерства" с науками, которые в прошлом "не проявляли" себя во взаимодействии с естественно-технической сферой через научные проекты и образовательные программы.

Примеры:

- КПИ и Медуниверситет создали медико-инженерный факультет (сегодня - факультет биомедицинской инженерии)

- На междисциплинарной основе: экономика - экология - социальная сфера развивается методология устойчивого развития, действуют Центрально-Восточно-Европейский институт устойчивого развития, Мировой центр данных "Геоинформатика и устойчивое развитие" (исследования), курс "Анализ устойчивого развития общества" излагается всем студентам КПИ ;

- На междисциплинарных стыках информатики и потребностей национальной безопасности в КПИ сформировалась мощная научная школа кибернетической безопасности, признана в мире;

- Варшавская юридическая школа, основанная еще в 1808 году императором Наполеоном, стремится развить междисциплинарную научное и образовательное взаимодействие с КПИ и его Инновационной экосистемой;

- Движение стартап-проектов междисциплинарного характера с каждым годом становится в Украине все более мощным; инновационное предпринимательство - как учебная дисциплина - читается всем студентам КПИ;

- Менеджмент в сочетании с потребностями оборонного комплекса породил магистерскую образовательную программу "Управление в сфере оборонно-промышленного комплекса;

- "Партнерство" информатики и права позволило открыть в КПИ перспективную междисциплинарную специальность "Информационное право".

Итак, медицина, экономика, социология, право, защита интеллектуальной собственности, спорт и др. готовы к взаимодействию с "распределенной междисциплинарностью" КПИ и видят в этом перспективы своего участия в решении актуальных проблем, нетипичных для прошлого.

К сожалению, "примером наоборот" в этом плане пока выступают науки, предметом которых является международная сфера.

"Распределенная междисциплинарность" КПИ проигрывает от того, что такие науки не является сегодня нашими полноценными "партнерами". Высшая школа пока не обеспечивает на системном уровне подготовку специалистов на пересечении технических наук и международной сферы.

В вузах Украины по специальностям "Международные отношения, общественные коммуникации и региональные студии", "Международные экономические отношения", "Международное право" обучаются около 7000 студентов.

Готовятся специалисты и по междисциплинарными магистерскими специализациям: "Экологическая и энергетическая безопасность в международных отношениях", "Международное предпринимательство", "Европейское конкурентное право" (Киевский национальный университет им. Тараса Шевченка) "Бизнес-аналитика и международная статистика", "Международный бизнес" (Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина) "Управление проектами" (Восточноевропейский национальный университет).

Могли бы аналогичные специализации - с учетом особенностей "распределенной междисциплинарности" КПИ - быть у нас? Безусловно, могли бы! Подготовка специалистов международного профиля в Украине оставляет "свободные депо" и для КПИ.

И в консультациях с деканами факультетов авторы получили подтверждение желания, чтобы такие междисциплинарные специализации появились как можно быстрее.

Воспитанники научных школ КПИ будут конкурентоспособными на мировых рынках и достигнут высоких результатов, если на профессиональном уровне будут владеть языками, технологиями международных отношений и внешнеэкономической деятельности, навыками риторики, ведения международных переговоров, стандартами протокола и этикета, специальными информационными технологиями и техническими средствами их защиты в международном пространстве.

Органы государственной власти и их структуры очень нуждаются в специалистах, подготовленных в среде "распределенной междисциплинарности" КПИ, но с усиленной международной составляющей.

Целесообразность структурно-организационного оформления "партнерства" наук международного профиля с уже существующими в КПИ техническим специальностям - очевидна.

Это обеспечит, так сказать, "сервисы международной сферы» - для каждой технической специальности свои, - полезные для эффективных конкурентоспособных действий.

Университету нужна структура нового профиля, которая возьмет на себя осуществление этой задачи.

Какой будет ее название (Международный институт, Институт глобального развития, Институт магистерских международных программ), структура (специализации могут быть открыты на базе уже действующих в КПИ специальностей, и не только "прямой международной" окраски), модели, механизмы создания, информационные пакеты содержания специализаций и др. - все это требует отдельного разговора.

По распоряжению от 6.03.2018 №5 / 34 группе специалистов поручено изучить конъюнктуру рынка труда и другие аспекты, связанные с подготовкой на междисциплинарных стыках технических наук и международных отношений, и внести предложения.

Что даст университету создание структуры такого профиля, реальное включение методологии международных наук к "технической ментальности" университета?

Мы получим специалистов нового качества, способных усилить позиции КПИ на международной арене (и внутри страны), прежде всего - в сфере международного инновационного предпринимательства. Конкурсы абитуриентов для поступления в КПИ повысятся. Конкурентоспособность выпускников КПИ во многих сферах деятельности, о которых сегодня мы еще даже не догадываемся, усилится. Кадры нового типа будут востребованы органами власти, оборонными структурами, организациями всех уровней, КПИ сделает свой новый вклад в реализацию политики страны в международном измерении.

Увеличатся поступления от внешнеэкономической деятельности.

Для "внутренних нужд" университета будет сформировано "критическую массу" управленцев, способных к структурно-организационной перестройке системы менеджмента международной сферы, что будет способствовать введению КПИ в круг современных технических исследовательских университетов мира лидерского типа.

* * *

Авторы не предлагают, что и как надо решать. Наша цель - привлечь внимание общественного мнения: создание в КПИ "Международного института" - назрел и перезрел.

... На учредительном заседании рабочей группы, когда впервые были озвучены соображения по этому поводу, профессор Ю.Ф.Зиньковский так обозначил свою позицию: "С созданием в КПИ Международного института мы опоздали лет на пятнадцать".

Это мнение разделяют и авторы.

С.И. Сидоренко, руководитель ДМС
К.В. Юдкова, заместитель председателя Комиссии по углублению интернационализации университета
А.В. Ковтун, руководитель орготдела ДМС