Интернационализация и ее следующая фаза - глобализация системы высшего образования - одна из признанных доминирующих тенденций в этой сфере. Университеты, которые достигли более глубокой интернационализации всех составляющих своей жизнедеятельности, являются более конкурентоспособными на мировых рынках - в борьбе за контингент, за абитуриентов, за ресурсы, за место в мировых рейтингах, за право быть влиятельными в формировании государственной политики в области образования, науки и инноваций, то есть в борьбе не столько за право существовать, сколько существовать более успешно и более комфортно в широком смысле этого слова.

Процессы интернационализации, на наш взгляд, имеют несколько составляющих. Первая составляющая интернационализации - международные отношения и международное сотрудничество. За последний год мы провели 219 международных мероприятий, в частности 106 конференций, форумов, семинаров. 220 наших сотрудников выезжали в командировку за границу и 210 воспитанников-политехников приняли участие в программах студенческой мобильности. Мы существенно углубили объем международных контактов. В 2016 г. были проведены переговоры с послами 18 стран мира и с 113 делегациями других стран, в состав которых входили 420 специалистов.

Переговоры и мероприятия КПИ им. Игоря Сикорского в сфере усиления ядерной безопасности. На первом месте - по их значимости для мира и Украины - переговоры в сфере обеспечения ядерной безопасности. В частности, во время международно признанной инициативы нашего университета к 30-летию Чернобыльской катастрофы, когда при участии 34 стран мира состоялся международный Форум "Уроки Чернобыля - для ядерной безопасности мира".

Благодаря политическому резонансу от Форума, Украину признают сегодня мировым игроком в сфере усиления ядерной безопасности и передачи третьим странам, которые планируют развивать атомную энергетику, опыта безопасных ядерных технологий. Об этом важно сказать, когда мы выстраиваем map road сотрудничества с Польшей, потому что, как мы знаем, Польша планирует развивать атомную энергетику.

Накануне Чернобыльского форума с участием делегаций Минэнергетики США, Посольства США, МОН Украины состоялся круглый стол "Риски и современные тренды глобальной ядерной безопасности", который - как и Парламентские слушания в Верховной Раде Украины - поддержал создание в Украине новой Национальной образовательной платформы в сфере физической ядерной безопасности и лидерские позиции в этом деле именно нашего университета. Признание со стороны США ведущей роли КПИ им. Игоря Сикорского в формировании национальной образовательной платформы Украины в этой сфере нашло отражение в гранте Правительства США на переподготовку 7 специалистов ТЭФ.

При благоприятной для КПИ конъюнктуре мы продвигаем проектные предложения в европейские программы, программы Минэнергетики США, провели переговоры по подготовке таких специалистов для Египта и Турции. Наши переговоры в 2016 г. заложили новые подходы в такой компоненте внешнеэкономической деятельности, как международный трансфер знаний.

Выстроена новая модель сотрудничества с транснациональными компаниями "Boeing" и "Прогрестех", в основе которой - целевая подготовка в ММИ нового поколения специалистов по учебным программам, разработанным с участием "Боинга" и "Прогрестех", ее интеграция с научной работой студентов для создания технологий, востребованных на мировых рынках.

Аналогичные подходы демонстрируют и другие факультеты: с корпорацией Huawei (КНР) - ИТС, ТЭФ, РТФ, ФЭЛ, ФТИ, ФИВТ, с компаниями Dow Chemical (США) и Ванли (КНР) - ХТФ, с Netcracker (США) - ФИВТ, с Jeppessen (США) - ФАКС, с Гейдельберг (ФРГ) - ВПИ, с "Epam Systems" (США) - ИПСА, ФПМ, ФИВТ, с РИГАКУ (Япония) - ИФФ, с Microsoft и Intel (США) - ФТИ.

Университет продолжает развивать новые маркетинговые стратегии и планы международного сотрудничества, ищет направления, по которым факультеты, институты и кафедры могут предложить свои образовательные и научно-технические сервисы, и на этой основе выходит на переговоры с ведущими транснациональными компаниями. Например, из 200 транснациональными компаниями, которые вошли в список FORBES - 2000 (2016 года) и заявляют о больших расходах на науку и образование. В 2016 г. разработано и другие маркетинговые предложения относительно выхода на новые образовательные рынки. По этим предложениям мы работали с Индией, Египтом, Турцией, Китаем, Нигерией.

Вторая составляющая интернационализации - усиление внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая деятельность является особенно важной для университетов Украины. Объективно это обусловлено экономическими реалиями, когда развитие университета за счет внешних источников становится востребованным и возможным в большей степени, чем в прошлом. Опираясь на принципы децентрализации управления университетом, факультеты и кафедры начинают действовать в соответствии с этими реалиями.

На помощь в развертывании внешнеэкономической деятельности подразделений в 2016 г. выдано 10 информационных бюллетеней с анализом международных рынков образовательных услуг в регионах мира; разработаны лицензионные соглашения о порядке выплаты вознаграждения за использование бренда КПИ в размере 15%; впервые для университетов Украины сформирована модель международного экспорта образовательных услуг украинским вузам по схеме франчайзинга, которая закреплена как право КПИ на объект интеллектуальной собственности.

Приведу данные внешнеэкономической деятельности КПИ в интегрированном виде. Поступления от всех видов внешнеэкономической деятельности в 2016 г., включая индивидуальные гранты, участие в международных конференциях и т.п., увеличились. В 2016 г. они составили 11% от запланированного на 2016 г. бюджета университета, что превышает показатель 7%, который надо было достичь согласно Плану действий во исполнение Стратегии развития международной деятельности на 2012-2020 гг.

Замечу, что с 38 видов внешнеэкономической деятельности, которые разрешены законодательством Украины, только 11 используются и дают сегодня прибыль университету. Университет еще не является привлекательным для внешнего потребителя. Мы еще не научились "продавать свои услуги". Надо разработать современную модель предоставления услуг университета как товара: cформировать широкое коммерческое предложение; обеспечить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг в конкретных регионах мира; создать и сопровождать деятельность совместных образовательных структур за рубежом; вести аудит факторов, определяющих эффективность внешнеэкономической деятельности; развивать нормативно-методическое сопровождение международной сферы; и на этой основе - расширять спектр международных переговоров. Если мы хотим изменить это, нужно изучать опыт ведущих университетов мира, в т.ч. - технических университетов Польши.

Чтобы приблизить организацию нашей международной деятельности к моделям ведущих университетов мира, мы "запустили" проекты по структурно-организационной перестройке системы менеджмента международной сферы. Это проекты по программе Британского Совета развития лидерского потенциала университетов Украины "Обеспечение качества инженерного образования", "Английский язык для университетов"; проекты "Гарантии качества высшего технического образования для стран Восточного партнерства" с участием консорциума университетов Португалии, Италии, Польши, Грузии, Азербайджана, Украины и "Внешнеэкономическая деятельность как ресурс углубления интернационализации университета".

Мы будем предлагать нашим партнерам из Польши подумать о формировании международного консорциума ученых наших и других европейских стран, чтобы выйти с соответствующими предложениями к европейским грантовым программам.

Третья составляющая интернационализации - деятельность относительно усиления позиций университета в международных рейтингах. В оценке наших достижений и возможностей, наших задач на будущее мы все еще "замкнутые" на внутренне ориентированные сравнения. И это тоже надо менять. Не будем видеть, куда двигаться, что улучшать, если не понимать, где находимся "в международной системе координат".

Что следует из анализа результатов участия КПИ им. Игоря Сикорского в международных рейтингах, например, - Quacquarelli Symonds? У нас слабые позиции по таким показателям: иностранные студенты (2,7% от общего контингента); иностранные преподаватели (1,1%); количество цитирований на одного преподавателя (1,3%). Лучшие - такие параметры: количество студентов, обучающихся по выбранным QS направлениям (65,9%); оценка работодателей (17,5%); оценка академических экспертов других университетов и институтов НАН Украины (19,1%). Говорит за себя и интегрированная оценка - общий уровень в 23% от лидера - Массачусетского технологического института. Эта оценка и определяет, насколько мы можем считать себя "университетом лидерского типа".

Четвертая составляющая интернационализации - усиление международной компоненты по всем направлениям деятельности университета. Мы пришли к выводу, что надо сформировать координационную группу из представителей всех департаментов и центральных структур университета для усиления международной составляющей в деятельности университета. Важным признаком является уровень организации международной деятельности на уровне кафедр. Здесь имеет место вопиющая неоднородность, разрыв показателей достигает двух порядков.

Главной из проблем, которые ограничивают наши объективно огромные возможности, является то, что на многих кафедрах еще не овладели в международной деятельности теми механизмами, которые могут открыть путь к решению актуальных проблем их жизнедеятельности. Этот барьер постепенно преодолевается, но не так быстро, как нам хотелось бы.

В завершение позвольте выразить надежду, что общее понимание, каким путем мы - при поддержке технических университетов Польши как наших ближайших партнеров - должны двигаться к европейскому научно-образовательному пространству, ускорит это движение и сократит этот путь.

Подготовили К.В. Юдкова, А.П. Шишолин, С.И. Сидоренко