На сегодняшний день украинское общество, как никогда, испытывает острую потребность в весомых инновациях. В то же время в Украине на первом месте остается экономика вещей, тогда как в высокоразвитых государствах превалирует экономика знаний (инновационная экономика).

Главным фактором социального, экономического и культурного прогресса нашего государства является образование - среднее и высшее. Только высокообразованная и креативная молодежь сможет обеспечить Украине достойное место среди ведущих стран Европы и мира.

К сожалению, подготовка интеллектуальной элиты в Украине сдерживается существующей системой образования. Сегодня можно определить такие ее основные недостатки.

1. Догматизм и репродуктивная форма передачи знаний. Часто школьникам и студентам подаются догмы, общепринятые мнения, теории и теоремы, которые они должны запомнить, а позже, не осознав их как следует, выложить на экзамене. При этом студенты теряют интерес к знаниям и не учатся мыслить самостоятельно. Дисциплины следует преподавать таким образом, чтобы студент мог выдвигать идеи и гипотезы, проводить самостоятельные исследования, получать результаты. Необходимо дать возможность студенту не менее двух часов в неделю работать над нерешенной до сих пор проблемой (рождается вера в свои силы).

2. Небрежное отношение к физическому труду как к занятию, не присущее интеллектуалам, и, как следствие, неумение "думать руками". Сокращенно сеть профессионально-технических и ремесленных училищ. Во многих средних учебных заведениях ликвидированы классы и кабинеты с практической, в том числе технической, ориентацией. Во многих вузах сейчас нет разного рода учебно-производственных мастерских, где каждый будущий инженер овладевал бы рабочими профессиями слесаря, станочника, сварщика, литейщика и тому подобное. Часто вместо мастерских и кабинетов появляются компьютерные классы, хотя необходимо сочетание компьютеров (информационных технологий) с технологическим оборудованием (новой техникой и новыми технологиями). Сегодня молодых людей больше ориентируют на юридические, экономические, информационные специальности, забывая, что на любом производстве происходят не только информационные, но и энергетические и материальные процессы, а определяющим является получение не виртуального, а реального (материального) продукта.

3. Отставание учебных программ от последних достижений в науке и технике; дублирование (повторение) в вузах некоторых дисциплин средней школы.

4. Недостаточное внимание к воспитанию чувств (эмоционального воспитания), что проявляется, в частности, в недостаточном внимании к привитию молодежи любви к литературе и искусству. Но известно, что эмоциональное воспитание происходит в значительной мере тогда, когда дети и молодые люди изучают произведения искусства и литературы, знакомятся с жизнью гениальных людей, известных ученых и изобретателей.

5. Непрерывные, непроверенные, не апробированные и неподготовленные изменения в системе образования без накопленного опыта, которые, по сути являются неоправданными экспериментами на людях! Попытки приблизиться к европейской системе образования не подкрепляется тщательной и длительной апробацией. Но образованию всегда был присущ определенный консерватизм.

На основании полувекового опыта преподавания различных дисциплин (основы научных исследований и технического творчества, дизайн, эргономика, станки, промышленные роботы, интеллектуальная собственность, патентоведение и авторское право и т.д.) студентам разных специальностей технических вузов могу утверждать: чтобы идти в ногу с требованиями современности, следует учиться всю жизнь. Необходимо преодолевать инерцию мышления и расширять свой кругозор за счет креативной формы обучения с использованием методологии творчества, постоянного самообразования (отслеживание новинок науки, техники и технологий), переквалификации и повышения квалификации.

Несколько лет назад, ознакомившись с книгой зав. кафедры электромеханики д.т.н., проф. В.Ф.Шинкаренка "Основы теории эволюции электромеханических систем", автор осознал, что изложенные в ней идеи можно применить и в станкостроении. Результатом стала предложенная на кафедре конструирования станков и машин концепция создания станков нового поколения с компьютерным управлением с использованием генетико-морфологического подхода. Студенты сами составляют малогабаритные станки с ограниченного количества модулей, пишут программы управления и осуществляют обработку сложнопрофильных деталей.

Вся производственная, научная и творческая деятельность людей направлена на удовлетворение потребностей общества при решении различных проблем. При этом создавать надо не то, что вздумается или получается (хотя это станет необходимым при взгляде в будущее и генетическом прогнозе), а то, что нужно обществу на сегодняшний день, оставляя надежду и создавая оптимизм для будущих поколений.

Именно из этих представлений остановлюсь только на одном вопросе - сквозной подготовке технической интеллектуальной элиты, способной "думать руками" и воплощать в жизнь за короткие сроки инновации, которые смогут вывести Украину в ведущие страны Европы и мира.

Сквозная подготовка такой элиты - молодого поколения строителей новой Украины, по опыту ведущих стран и, в частности США, должна быть направлена на раскрытие и максимальное использование потенциальных способностей и возможностей молодого человека в неразрывной цепи получения знаний, умений и практических навыков: дошкольное, среднее, высшее образование - производство - аспирантура и докторантура. С целью получения детьми и молодежью практических навыков на каждом из этих этапов их жизни должны быть созданы соответствующие условия: конструкторские наборы в детских садах, кабинеты технического творчества и профориентации в школах, студенческие кружки и КБ в вузе.

В учебных заведениях разного уровня стоило бы, рядом с существующими дисциплинами - введение в специальность, история науки и техники, основы научных исследований, методология научных исследований, интеллектуальная собственность - разработать и внедрить курсы по истории выдающихся личностей и достижений, теории технических систем, основ дизайна, прогнозирования развития технических систем, основ теории генетической эволюции технических систем и др. (См. схему).

После получения высшего образования для перехода на более высокие уровни интеллекта, что позволяет реализовать способности при создании новой техники и новых технологий, необходимо не менее трех лет работать на производстве. Здесь возможны как минимум два варианта: а) параллельный; б) последовательный. По первому, выпускник вуза поступает в аспирантуру и параллельно работает на производстве, по второму - после окончания вуза сначала работает на производстве, а затем учится в аспирантуре.

В такой сложной ситуации, в которой оказалась Украина, чтобы не разрушить систему образования, только инвестиции в образование и науку смогут не только сохранить, но и приумножить интеллектуальный капитал государства. Если в землю бросить зерна и не ухаживать за ними, не получишь урожая. Так должно быть и с государственным подходом к интеллекту нации.

Сегодня задача науки - открыть естественную гармонию систем в определенной области знаний и овладеть стратегией научного предвидения для обеспечения своего будущего; задача образования - сформировать системный, креативный стиль мышления у студентов, способных творить и решать сложные междисциплинарные задачи.

Приглашаю читателей к дискуссии и поиску путей повышения качества системы образования и науки.

Ю.М.Кузнецов, д.т.н., профессор кафедры конструирования станков и машин, академик АН высшего образования Украины, заслуженный изобретатель Украины