Нынешний отчетный доклад проректора по международной деятельности член-корреспондента НАН Украины, профессора С.И.Сидоренка о результатах международной деятельности университета в 2006 году, состоявшейся 5 февраля на заседании Ученого совета, в первую очередь был посвящен наиболее важному - задаче повышения качества подготовки кадров для зарубежных стран.

В докладе были охарактеризованы наиболее важные итоги международной деятельности университета. Развитие организационного обеспечения международного сотрудничества, при содействии нового законодательного поля Украины, позволяет включить к университетской равнодействующей все уровни, усилиями которых создается новое - международное - лицо КПИ и развиваются внутренние реформы. Важным результатом работы в 2006 году является то, что сегодня уже нельзя представить кафедру нашего университета без совместной - с учеными других стран - научной деятельности, обмена преподавателями и студентами, без грантов международных программ поддержки научно-образовательной сферы и студенческой мобильности.

Об итогах международной деятельности университета за прошедший год рассказывает проректор С.И.Сидоренко.

- Уважаемый Сергей Иванович, на решение каких первоочередных задач была направлена деятельность департамента международных связей нашего университета в прошлом году?

- Это, во-первых, перенос центра тяжести в работе с иностранными студентами в подразделения и усиление координирующей роли международного факультета; во-вторых, усиление ответственности подразделений и международного факультета по всем вопросам, связанным с подготовкой и пребыванием иностранных граждан в КПИ, в первую очередь - их безопасности и здоровья; параллельно с мерами безопасности продолжалось формирование единой демократической международной студенческой среды.

К этому следует добавить разнообразие методик оценки качества знаний и квалификаций иностранных студентов: анализ успеваемости, аттестаций и причин отчислений, мониторинг "остаточных" знаний по составляющим фундаментальной, профессиональной подготовки, уровня креативности магистерских работ, отзывов работодателей; скорейшее решение на уровне подразделений острых проблем, связанных с пребыванием иностранных граждан в КПИ, и помощь подразделениям в этом.

- Остановитесь, пожалуйста, на концепции подготовки кадров, в чем заключалась сущность ее коррекции по сравнению с прошлыми годами?

- Ее суть: повысить требования к знаниям абитуриентов - иностранных граждан, придерживаться единых требований к уровню знаний и квалификации студентов - украинских и иностранных, подчинить студенческая жизнь главной цели - получению качественных знаний и квалификаций, повышать цену за обучение, улучшать условия пребывания в НТУУ "КПИ" (уровень безопасности, бытовые и медицинские услуги, качество организации учебного процесса). То есть обеспечить высокий уровень образовательных услуг, и на основе этого - в будущем усиливать интернациональную составляющую студенческого контингента и взноса в бюджет университета данной компоненты внешнеэкономической деятельности. В 2006 году она занимала 3 место после поступлений от украинских студентов-контрактников и хоздоговорных научных тем.

Для реализации указанной концепции было усилено руководство направления, создано международный факультет, который во главе с проф. Г.Г.Власюк много сделал для внедрения новых подходов. Были введены вступительные экзамены для абитуриентов - иностранных граждан, устраняется либерализм к тем, кто не в состоянии учиться в КПИ.

Как результат - увеличилось относительное количество слушателей подготовительного отделения для иностранных граждан (ПОИ), которые получили сертификат и успешно сдали вступительные экзамены в НТУУ "КПИ".

Мы привыкаем к новому понятию: "конкурс при поступлении иностранных граждан". В 2006 году конкурс составил 1,2. За невыполнение учебного плана и условий контракта отчислено 10,89% (194 человека) иностранных студентов, что на уровне отчислений и украинских студентов.

Сделано следующее повышение платы за обучение и усиленно дифференциацию цен за обучение: минимальная плата за украиноязычное - на уровне $ 2600, русскоязычное - $ 2900, англоязычное - $ 3500 (наша нормативная база позволяет факультетам устанавливать любую цену выше этой минимальной планки).

Внедряется также принцип единых требований к поведению, выполнению правил внутреннего распорядка для иностранных граждан - как и для украинских граждан.

Конечно, перечисленные меры отразились на количественных параметрах. Так, прием студентов на 1-й курс и слушателей на ПОИ уменьшился, общий контингент также уменьшился на 327 человек, но стал более качественным. Несмотря на уменьшение контингента, поступления от внешнеэкономической деятельности в образовательной сфере не уменьшились.

Зимнюю сессию в январе 2006 года сдали на "отлично" 126 иностранных студентов, весеннюю сессию - 121 студент, в 2006 году количество дипломов бакалавра с отличием увеличилось.

Названные и другие шаги к новой организации обучения иностранных граждан будут закреплены и в Комплексной программе развития международной деятельности, которая сейчас готовится.

В заключение отметим, что в прошлом году Ученый совет принял решение, что каждое подразделение должно утверждать план приема иностранных граждан на обучение в разрезе стран, в которых наблюдается повышенный спрос именно на тех специалистов, которых готовит данное подразделение.

Но, к сожалению, большинство подразделений еще действуют по инерции, надеются, что набор иностранных граждан на обучение сделает департамент международного сотрудничества и решения Ученого совета выполнять не спешат (хотя по нормативной базе - приказ №1 / 30 - этот вопрос передан в ведение подразделений) .

В то же время факультеты ИХФ, ФЭЛ, ФИВТ, ФПМ, ФММ, ФЕА, ММИ работу по приему поставили на новый уровень.

ММИ проводит новую политику в вопросах набора в Турции и Иране - странах, которые развивают собственные машиностроительные комплексы как основу независимости, в соответствии с конъюнктурой специальностей подразделения в этих странах и в соответствии с возможностями инфраструктуры института как имущественного комплекса.

И за счет этого в ММИ растет именно качественный контингент иностранных студентов, потому что эти студенты едут за знаниями как основой будущего карьерного роста в своих странах.

- Какие проблемы существуют в работе с иностранными студентами?

- Об организации учебного процесса по данным опроса, 59% иностранных студентов считают, что отношение преподавателей к разным категориям студентов неодинаковое; 78% - еще не полностью обеспечены учебной литературой по специальности; 19% - что в первую очередь в КПИ надо улучшить профессиональную подготовку преподавателей; 42% - что материально-техническую базу; 30% - что безопасность; 27% - что бытовые условия; 17% - что уровень медицинского обслуживания.

- А как по вопросам безопасности?

- Отмечу, что вопросы безопасности продолжают оставаться самыми важными. Органами управления на уровне университета совместно с органами правопорядка меры по усилению безопасности иностранцев на территории университета усиливаются. Но опросы показывают, что 16% иностранных студенты не чувствуют себя в безопасности в учебных корпусах, 29% - в общежитиях. Мы хотели бы еще раз обратить внимание на ответственность подразделений за безопасность пребывания иностранных граждан в общежитиях и в корпусах.

- Как можно охарактеризовать работу международного направления в реформировании университета в соответствии с тенденциями развития ведущих университетов мира?

- Это, во-первых, институциональные проекты, то есть такие, которые вводят новые отношения, новые общественные институты, новые элементы нормативной базы, такие что меняют лицо университета, влияют на реформирование университета на системном уровне.

И не столько значимым является привлечение значительных средств (в 2006 году - около 1 млн долл.), хотя и это важно, сколько возможность осуществить шаги по реформированию университета именно через такие международные проекты.

В 2006 году стартовал 5-летний проект международной технической помощи Украине со стороны Правительства Японии "Украинско-Японский центр" в объеме 3 млн долл., который открывает новые перспективы сотрудничества с Японией для всех факультетов и институтов.

В направлении движения к модели исследовательского университета и реальных действий в "треугольнике знаний": образование - исследования - инновации мы предприняли шаги по овладению методами международного трансфера технологий, которые осуществляли через Украинскую часть Китайско-Украинского центра высоких технологий при Чжецзянском университете и через научный парк "Киевская политехника ".

Введение в действие Центра суперкомпьютерных исследований - этого нового мощного «сердца» системы URAN - позволяет начать крупные междисциплинарные международные научные проекты, сотрудничество с национальными телекоммуникационными системами Молдовы, Болгарии, стран Балтии и Скандинавии (в частности, в рамках проекта "Baltic-Grid" ).

Совместно с Геофизическим центром РАН открыто Украинское отделение "Всемирного центра данных" ICSU - Международного совета по науке, - что дает возможность доступа к глобальным базам данных по наукам о Земле, космической физике, экономической географии, технологии информационного общества, энергетической безопасности и тому подобное.

Это также проекты по проблематике устойчивого развития, разработанные ИПСА под руководством директора Института, которые в 2006 году предлагались во многих международных переговорах как региональные международные проекты.

Это также Проект ПРООН в развитии дистанционного обучения по специальности "компьютерные науки" (впервые в НТУУ "КПИ" это позволяет начать полный цикл подготовки бакалавров по дистанционной форме обучения на ФПМ). Также это TEMPUS проекты "Преодоление разрыва между университетами и бизнесом" и "Информационные технологии в менеджменте университетских библиотек", проекты ЮНИДО по созданию на базе КПИ Информационного центра по технологическому предвидению и Центра чистых технологий; проект по поручению UNESСO - CEPES "Имплементация принципов международной экспертизы и рейтинговой оценки в систему высшей школы Украины".

Как важный результат 2006 года необходимо отметить вступление и сотрудничество с авторитетными международными организациями. Например, с CODATA - Междисциплинарным комитетом из баз данных для науки и технологий - Международного совета по науке ICSU.

Благодаря поддержке Президента Стокгольмского Королевского технологического института проф. Флодстрема НТУУ "КПИ" подал заявку на вступление в CLUSTER - Консорциум ведущих технологических университетов Европы. Это "подтягивает" КПИ до уровня, соответствующего критериям ведущих университетов Европы.

Мы вступили в Евразийскую Ассоциацию, возглавляемую Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова.

КПИ стал членом BSUN (Black Sea Universities Netuork - сеть университетов стран Черного моря), которая охватывает более 100 университетов 13 стран региона, ректор нашего университета избран президентом BSUN на 2008-2010 годы.

Новые возможности в этом плане открывает и создание в отчетном году Международной общественной организации - "Ассоциации выпускников КПИ", возглавляемой членами Ученого совета В.А.Масолом, А.И.Повзиком, М.К.Родионовым.

- Если критически подходить к самооценкам, то надо отходить от мысли, что мы являемся самыми лучшими и самыми передовыми, уважаемый Сергей Иванович, каковы наши проблемы?

- Первая из них - недостаточная часть студентов - иностранных граждан в структуре контингента (5,2%), хотя надо отметить, что мы сознательно пошли на уменьшение контингента ради качества, и наша перспективная цель остается неизменной: выйти по этому параметру на уровень ведущих университетов мира (8-10% международных студентов).

Это соответствует задаче, которую поставило перед собой европейское содружество университетов: создать высокоэффективную европейскую систему высших учебных заведений, которая получит международное (то есть - относительно остального мира) признание своей деятельности.

Вторая проблема - это количество аспирантов, здесь мы тоже не на первом месте в Украине. К сожалению, на фоне существенного роста контингента количество аспирантов уменьшается в течении последних 10 лет. Защиты составляют только 45% от количества аспирантов.

Проблема бытовых условий для проживания иностранных граждан продолжает оставаться одной из самых острых.

Существует также проблема кадрового обеспечения международной деятельности на всех уровнях, которая, на наш взгляд, уже является важнейшим с точки зрения дальнейшего развития международной деятельности университета.

Дефицит квалифицированных управленческих звеньев приводит к тому, что некому реализовывать все то, что уже нашему университету предложено в совместной - с зарубежными партнерами - деятельности.

Понимая важность для нашего университета усиление менеджмента международной деятельности на уровне факультетов и кафедр, ЮНЕСКО профинансировало проект повышения квалификации по специальности "Менеджмент международной деятельности ВУЗ". Проект осуществлен на базе Института последипломного образования силами факультета менеджмента и маркетинга и кафедры ЮНЕСКО НТУУ "КПИ". Состоялся первый выпуск по этой специальности.

* * *

Позвольте выразить надежду, что обсуждение путей усиления международного сотрудничества будет продолжено на заседаниях ученых советов факультетов и институтов, где будут определены их конкретные задачи, исходя из анализа итогов 2006 года.

В заключение хотел бы поблагодарить всех, кто в 2006 году активно работал для развития международного сотрудничества и закладывал основы для дальнейшего утверждения в мире КПИ и нашего государства, а членов Ученого совета - поблагодарить за внимание к отчету международного направления.

общался Ю.Москаленко