С самого своего начала 1911 г. дарил киевским любителям авиации и воздухоплавания много ярких впечатлений.

Январь запомнился первой выставкой достижений авиаторов. Она была проведена в новом помещении Публичной библиотеки активистами Киевского общества воздухоплавания - третьей после московского "кружка планеристов-экспериментаторов" и Императорского Всероссийского аэроклуба в Петербурге авиационной общественной организации в России, созданной на базе авиационного кружка Киевского политехнического института.

В апреле на Печерском ипподроме вновь демонстрировал свое мастерство пилота уже знакомый киевлянам по прошлогоднему турне знаменитый Сергей Уточкин.

В июле на поле Рубежовской колонии неподалеку от Святошино на аппарате собственной конструкции впервые взлетел в киевское небо студент-политехник Игорь Сикорский - будущий великий авиаконструктор. Тогда он продержался в воздухе всего 10 минут, но за какой-то месяц уже установил новый всероссийский рекорд продолжительности полета на аэроплане собственной конструкции: он одолел маршрут Сырецкое стрельбище - Пуща-Водица - Святошино - Сырецкое стрельбище за 36 минут 38 секунд. А в декабре того же года И.Сикорский на биплане с экипажем из трех человек достиг скорости 111 км / ч и сразу побил два всероссийские рекорды - скорости и количества членов экипажа.

Летали и другие члены Киевского общества воздухоплавания. Одним из самых активных из них был Федор Фердинандович Андерс, страстный любитель авиации. Среди энтузиастов нового дела он пользовался уважением не только как способный конструктор, но и как автор изданной в 1910 году брошюры "Как самому построить аэроплан». Но главным его увлечением было все же воздухоплавание. Он даже ездил учиться в Германию - на всемирно известное предприятие генерала Цеппелина. А в августа 1911 г. Андерс построил и поднял в небо еще не виданное в Киеве чудо - дирижабль, который так и назывался - "Киев". Кстати, этот аппарат был построен частично на деньги киевлян, собранных во время благотворительного "аэробала", который состоялся 4 января этого же года в Публичной библиотеке. Авиация вошла в моду, и обеспеченные мещане охотно жертвовали на новое дело. Впрочем, большую часть расходов на строительство этого управляемого аэростата взял на себя все же сам Андерс, который в реализацию своих замыслов всегда вкладывал прежде всего собственные, заработанные тяжким трудом деньги. Кстати, так же собственноручно выполнял Федор Фердинандович и большую часть работ на своих конструкциях: он имел действительно «золотые руки» и большой опыт работы со всеми материалами, которые только использовались в воздухоплавании и авиации.

... "Киев" был довольно необычным аппаратом - это был первый в России дирижабль гражданского назначения. Самый маленький из тех, что были построены в стране (хотя, собственно, таких воздушных судов на то время Российская империя имела вообще очень немного - на начало Первой мировой войны всего 15, причем только 7 из них были отечественными), он принадлежал к дирижаблям мягкой (то есть бескаркасной) конструкции, имел объем оболочки 1000 кубических метров, длину 35,5 метров и только один пятидесятисильный двигатель (для сравнения: построен в России в том же году по проекту инженеров Б.Голубова и Д.Сухоржевского дирижабль мягкой либо системы "Альбатрос" имел объем +9600 куб.метров, длину 77 метров и два двигателя по 160 лошадиных сил каждый). Однако, несмотря на небольшие весо-габаритные характеристики этот первый созданный в Украине дирижабль достигал скорости в 40 км / ч и брал на борт, кроме аэронавта и механика, еще двух-трех пассажиров.

В августе Федор Андерс вместе с сыном и механиком поднялись на высоту более 1000 метров и направили дирижабль к месту маневров Киевского военного округа. Однако вскоре перебои в работе двигателя заставили аэронавтов перейти на свободный полет. В 120 километрах от Киева они спустились на землю и обратный путь преодолели уже на подводе, куда было загружено и вздутый дирижабль.

Впрочем большинство демонстрационных полетов происходили над террасами Купеческого сада, причем деловые возможности нового воздушного судна быстро оценили именно представители киевского купечества, которые предложили конструктору-воздухоплавателю использовать его для рекламы их товаров. Но основным назначением аппарата было все же перевозки людей и его возможности в этом плане были подтверждены тем, что в течении нескольких месяцев на нем было перевезено 198 пассажиров.

В октябре того же года Ф.Андерс на своем "Киеве" совершил еще один довольно длинный по тем временам перелет по маршруту Купеческий сад-Куреневка-Вышгород-Киев.

Полеты на дирижабле "Киев" продолжались целый год. Последний состоялся 12 августа 1912 г. по случаю открытия "Спортивного поля" - первого в Киеве стадиона на Лукьяновке - дирижабль совершил перелет в Остер, а на следующий день во время запуска двигателя загорелся и в считанные минуты был уничтожен пламенем. К счастью, никто из людей при этом не пострадал.

Тем не менее вскоре, уже в октябре 1912 года, Федор Андерс продемонстрировал на заседании Общества воздухоплавания модель новой своей разработки - дирижабля "Киев-2". Этот аппарат должен был быть значительно больше предыдущего: планировалось, что он будет перевозить 12 пассажиров. Но главным было то, что он проектировался как таковой, что садиться на воду и при необходимости сможет двигаться как корабль. К сожалению, на реализацию этого замысла в Андерса элементарно не хватило средств.

Интересно, что широко уже тогда известный среди любителей авиации конструктор еще не имел высшего образования, и, хотя и работал в Киевском политехническом институте, но занимал чисто техническую должность. Так сложилась жизнь: он родился в 1868 году в семье рабочего завода "Арсенал" и отец не мог дать ему инженерное образование. Поэтому он окончил реальное, а впоследствии землемерное училище, и только после революции настойчивость и любовь к технике помогла наверстать пробелы в теоретической подготовке: диплом Киевской политехники он получил только в советское время, когда уже перешагнул пятидесятилетний барьер.

В 1921 - 1924 годах конструктор работал в Москве, где разработал проект дирижабля, который мог перевозить до 100 пассажиров, но и эта его идея осталась нереализованной, и он вернулся в родной город. Это были времена НЭПа, и Федор Андерс выступил учредителем акционерного общества для строительства управляемых аэростатов. Однако ни единого дирижабля предприятие так и не построило - 31 мая 1926 г. его основатель внезапно умер.

Сегодня имя Федора Андерса увековечено в названии одной из киевских улиц, а его портрет занимает почетное место в галерее знаменитых выпускников нашего университета ...