Весной этого года судьба свела нас с выпускником КПИ Валерием Ивановичем Дзюбаком. Много лет назад на Печерске семья Дзюбаков жила в одном доме с Натальей Ивановной Сорокиной. Это была пожилого возраста одинокая женщина, которая еще девушкой после революции 1917 г. приехала в Киев из Новгорода-Северского и устроилась на работу в Киевский уголовный розыск. После смерти Н.И.Сорокиной остались ее личные вещи, среди которых внимание Валерия, тогда студента КПИ, привлек старый фотоальбом: юноша заинтересовался необычным летательным аппаратом, который был запечатлен на одной из фотографий.

После окончания КПИ В.И.Дзюбак работал в ЦКБ завода "Арсенал", занимался монтажом и испытанием космических тренажеров. Его работа была связана с постоянными командировками, во время которых В.И.Дзюбак посетил много музеев авиации, но нигде он не нашел даже упоминания о летательном аппарате подобной конструкции.

В результате тщательных исследований фотографий из альбома нам удалось открыть утерянную страницу истории авиации. Об этом наш дальнейший рассказ.

В самом начале ХХ в. во многих странах мира начались работы по созданию вертолета. Тогда же появились и прообразы вертолетов различных схем: одновинтовых; двухвинтовых соосных, поперечных и продольных; многовинтовых. Первыми были французы: братья Луи и Жак Бреге (Louis Breguet, Jacques Breguet), профессор Шарль Рише (Charles Richet) и Поль Корню (Paul Cornu). 24 августа 1907 г. вертолет, построенный братьями Луи и Жаком Бреге под руководством Шарля Рише, оторвался от земли и продержался в воздухе на высоте 50 см около одной минуты. Первым человеком, что поднялся в воздух на вертолете, был Поль Корню. 13 ноября 1907 г. вертолет, построенный П.Корню по продольной схеме, поднялся вертикально в воздух на высоту 50 см. Аппарат продержался в воздухе 20 с. Эти два события стали началом эпохи практического строительства вертолетов.

В Российской империи, в состав которой тогда входила разделена на губернии Украина, также были энтузиасты этого дела. В.Татаринов, К.Антонов, Н.Сорокин, В. Левицкий, С.Ощевский-Круглик и др. построили вертолеты с двигателями внутреннего сгорания.

Строил свои первые вертолеты и И.Сикорский. Подъемная сила его первого вертолета, который был собран в 1909 г., была недостаточной для полета. После неудачного построения вертолета он едет в Париж, где встречается с Шарлем Рише и Полем Корню. Полученная техническая информация дает возможность И.Сикорскому построить в 1910 году второй вертолет, который уже смог оторваться от земли, но без пилота на борту. Тот факт, что построение вертолетов тогда находилась на начальном этапе и в этом деле было множество нерешенных проблем, и желание поскорее подняться в воздух на собственноручно построенном аппарате переключают мысли И.Сикорского на разработку самолетов, где к тому времени уже были получены существенные достижения другими конструкторами . К построению вертолета И.Сикорский вернется только в 1938 г., чтобы сохранить свою авиакомпанию от банкротства.

В 1909 г. в Москве студент Технического училища Б.Юрьев под руководством Н. Жуковского начинает разработку теории вертолета. В отличие от эмпирических поисков других авторов и изобретателей основой работ Б. Юрьева стали системные и глубокие исследования, что позволило ему в 1912 г. создать опытный образец вертолета, где он применяет изобретенный им автомат-перекос.

Но вернемся к старому фотоальбому. Совокупность расположенных там фотографий вроде воспроизводит какую-то очень важную техническую разработку одного из членов семьи Сорокиных, а именно брата Натальи Ивановны Николая. Кроме необычного летательного аппарата и отдельных его узлов фотографии сохранили изображения людей, причастных к этому событию.

Было установлено, что летательный аппарат из старого альбома - это вертолет с двумя держащими винтами, расположенными по продольной схеме, и передним тянущим винтом. В литературе можно найти лишь рисунок и несколько строк об этом аппарате и его авторе. А именно: главные винты состояли из большого количества плоских лопастей, обтянутых полотном; были опоясаны ободом и имели систему расчалок. Двигатель "Аргус" в 50 л.с. работал на все три винта. Корпус - трехгранный, розчаленый, а не обтянутый, размещенный на четырехколесном шасси. Из фотографий альбома методом сравнительного измерения можно определить размеры аппарата и его узлов. Конструкция аппарата напоминает вертолет П.Корню, что имел два шестиметровых винта, носовой и хвостовой, которые вращались в противоположные стороны.

Строить вертолет Н.Сорокин начал в 1909 г. на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) в Санкт-Петербурге. В 1910 г. на РБВЗ были прекращены работы по созданию вертолетов: завод профилируется на выпуск самолетов. В 1912 г. на РБВЗ приглашается И.Сикорский, который возглавляет авиационный отдел.

Фотографии из альбома дают нам возможность утверждать, что с прекращением работ по вертолету на РБВЗ Н.Сорокин продолжает совершенствовать конструкцию аппарата у себя на родине, в Новгороде-Северском. Работы над вертолетом он проводит в недавно построенной усадьбе на берегу Десны с привлечением как специалистов, так и разнорабочих. Это также нашло отражение на фотографиях из альбома.

Вертолет Н.Сорокина вызвал большой интерес его многих, впоследствии известных современников. Приезжал в Новгород-Северский и И.Сикорский: его изображение находим в альбоме. Б.Юрьев делал расчеты схемы вертолета Н.Сорокина. Взяв за основу диаметр держащих винтов и мощность двигателя, он рассчитал подъемную силу винтов. Затем, исходя из представлений того времени, Б.Юрьев рассчитал на прочность части конструкций вертолета: лопасти, ферму, трансмиссию, элементы крепления винтов к фюзеляжу, - и в результате определил массу всего аппарата. Полученное значение суммарной массы фермы и трансмиссии было таким большим, что Б.Юрьев пришел к выводу: "... построить геликоптер вида черт. "а" (чертежи вертолета М.Сорокина - Ред.) теперь невозможно ". В дальнейшем, с 1911 г. Б.Юрьев занимался проектированием одновинтовых и двухвинтовой вертолетов соосной схемы.

Определить время разработки вертолета помогли еще три любительские фотографии из этого альбома, изображающие открытие памятника Императору Александру ІІ в Новгород-Северском. Это было в 1911 г.

Настойчивость Н.Сорокина в деле построения вертолета, практическое отсутствие информации о его изобретении и то, что сестра берегла этот своеобразный фоторепортаж о работе брата, свидетельствуют о том, что Н.Сорокин, вероятно, погиб в те бурные годы.

В конце повествования надо сказать, что двухвинтовая продольная схема вертолета была реализована только в 1945 г. в США Фрэнком Пясецким. Вертолет Пясецкого называют "летающим бананом". Еще он называется "летающий вагон" благодаря тому, что конструкция вертолета устойчива к перемещению центра массы и позволяет использовать для размещения багажа почти весь фюзеляж.

Все иллюстрации, кроме рисунков вертолетов Н.Сорокина и П.Корню, публикуются впервые - авторы взяли их с альбома Н.И.Сорокиной.

http://www.minihelicopter.net/CH47Chinook/index.htm - Вертолет CH-47 Chinook используется с 1966 года для перевозки груза, солдат (33-44), оружия в течении дня и ночи.

Л.Р.Слободян, ведущий научный сотрудник, Л.А.Коваленко, Л.С.Перелигина, В.В.Янковий старшие научные сотрудники ГПМ при НТУУ "КПИ"