25 октября прошлого года наша газета опубликовала статью "Кафедра экобиотехнологии и биоэнергетики: нераздельность преподавания и исследовательской работы". В статье говорилось о динамичном прогрессе коллектива одной из самых молодых кафедр нашего университета как по времени существования (основана в 2004 г.), так и по среднему возрасту профессорско-преподавательского состава - 44 года. Кафедра осуществила первые в Украине выпуски бакалавров, специалистов и магистров по специальности "Экологическая биотехнология и биоэнергетика". В прошлом году по среднему рейтингу преподавателей заняла 4-е место по КПИ, по уровню учебно-методической работы - 10-е место, научно-инновационной деятельности - 8-е место.

В значительной степени успехи любой кафедры зависят от ее руководителя. И наоборот, достижения кафедры положительно влияют на личный рейтинг ее заведующего. Поэтому неудивительно, что по итогам 2012 года организатор и заведующий кафедрой д.х.н., проф. Е.В.Кузьминский стал лауреатом конкурса "Преподаватель-исследователь". С ним встретился наш корреспондент.

- Уважаемый Евгений Васильевич! Насколько я понимаю, заведование кафедрой в исследовательском университете, где должно быть и обучение, и воспитание, и научная работа, - дело непростое. Особенно на начальном этапе ее становления. Поскольку Ваша кафедра развивается достаточно успешно, хотелось бы узнать о секрете успеха. Предполагаю, что этот секрет Вы знаете и поделитесь им с нашими читателями.

- Как Вы правильно заметили, деятельность кафедры имеет несколько составляющих, и может быть успешной, когда все они гармонично сочетаются. Чтобы коллектив действовал и развивался успешно, заведующий должно быть и исследователем, и воспитателем (не только для студентов), и организатором работы. Прежде чем стать заведующим кафедрой, всего этого я учился - работал научным сотрудником, научным руководителем, директором специализированного учреждения НАН Украины по разработке литиевых источников тока, приобретал разнопланового опыта (научного, инженерно-технологического, организационно-управленческого), наконец, зарабатывал соответствующую репутацию - без чего на такую ответственную должность в таком престижном вузе не выбирают. В какой-то степени мне повезло в том отношении, что в свое время я работал с людьми "с большой буквы", которые учили собственным примером и в которых многому научился - это прежде всего академики Ю.К.Делимарский, О.В.Городиский, В.П. .Кухар, В.В.Смирнов, В.П.Горбулин.

- С чего начался Ваш путь в науку?

- Мой путь к науке начался в 1966-1972 гг. На химико-технологическом факультете КПИ, на кафедре технологии электрохимических производств. Тогда кафедру возглавлял выдающийся ученый и педагог профессор Лев Иванович Антропов. Здесь царила атмосфера большого уважения к науке, выполнялись исследования мирового уровня. На последнем курсе я совмещал учебу с работой в Институте общей и неорганической химии (ИОНХ) АН УССР.

- А что было после окончания КПИ?

- Получив диплом, я начал работать в ИОНХ в должности инженера в отделе, который возглавлял академик АН УССР О.В.Городиский, кстати, тоже выпускник кафедры технологии электрохимических производств КПИ. Он стал научным руководителем моей кандидатской и докторской диссертаций и моим Учителем на всю жизнь. В 1979 году я защитил кандидатскую диссертацию. В 1980-1983 гг. работал в Президиуме АН УССР научным консультантом по химии и химической технологии. Это давало возможность расширить круг вопросов, которыми необходимо было обладать. В 1983 г. я вернулся к ИОНХ, где продолжил исследования в области преобразования видов энергии и, в частности, электрохимической энергетики. Руководил разработками, в том числе по заказу предприятий, занимался внедрением результатов исследований в производство. Поскольку достиг в работе определенных успехов, в 1990 году, после защиты докторской диссертации, был назначен директором Научно-инженерного центра "Техноэлектрохим" НАН Украины, созданного по инициативе академика О.В.Городиского на базе Опытного производства ИОНХ.

Главным направлением работы этого Центра была разработка химических источников тока различных электрохимических систем, в том числе с литиевыми анодами и электролитами на основании неводных растворителей, а также с электролитами на основе расплавленных солей. В Центре проводились научные исследования и конструкторские разработки, а также разработка новых технологий и выпуск опытных партий ХДС.
В 1997 году меня пригласили на должность руководителя секретариата только что созданного для обеспечения эффективного развития науки и техники в Украине Совета по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины. Март 2001 г. совмещал эту должность с должностью профессора кафедры физико-химических основ биотехнологических процессов факультета биотехнологии и биотехники, а с 2004 г. - заведующий кафедры экобиотехнологии и биоэнергетики.

- Как Вы стали работать в области экобиотехнологии и биоэнергетики?

- Электрохимические процессы, протекающие в биологических системах, интересовали меня давно, а екобиотехнологичными аспектами этого направления я заинтересовался во время работы в Совете по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины. Ознакомившись с соответствующей литературой осознал, что биотехнология и прежде всего такие ее направления, как экобиотехнология и биоэнергетика, сегодня является одной из тех отраслей, которые определяют уровень мировой цивилизации и стремительно развиваются.
В этой сфере я нашел участок, связаный как с моим базовым образованием - электрохимией, так и с моими наработками в области электрохимических энергопреобразовательных систем - это биоэнергетика. Первоочередного внимания, на мой взгляд, заслуживают системы энергоустановок, которые способны с помощью микроорганизмов превращать непосредственно энергию химических связей органических молекул в электрическую энергию. Подобные процессы позволяют обойти тепловую стадию, трансформировав свободную энергию сразу же в электрическую энергию. Таким образом, энергия органических химических соединений будет наиболее эффективно использована, и при этом окружающая среда не будет загрязняться лишним теплом. Такие технологии позволят значительно сократить уровень потребления органического топлива, не уменьшая при этом уровень энергопотребления.

В последние годы тематика биотопливных элементов получила новый мощный импульс благодаря все возрастающему интересу к производству так называемой "зеленой" (или экологической) электроэнергии, поскольку микроорганизмы (включая бактерии, дрожжи, водоросли и др.) способны использовать в качестве топлива практически весь спектр органических веществ, в том числе различные отходы. Это открывает возможность одновременного решения как экологических, так и энергетических проблем. Прежде всего это относится к сточным водам. Так, например, на нашей кафедре выполняются работы, направленные на поиск и использование микроорганизмов, которые способны как к разложению и детоксикации некоторых из самых проблематичных загрязнителей окружающей среды и, в частности, сточных вод, так и к генерированию электроэнергии. Такие бактерии способны к непрерывной выработке электричества в количествах, достаточных для питания небольших электронных устройств. Все это составит основу экобиотехнологий, которые могут сыграть определяющую роль в восстановлении сточных вод, и при этом можно будет получать определенное количество электричества. По подобному принципу на новой основе можно построить и солнечные батареи. Если удастся включить в такие биотопливные элементы хлорофилл из растений и ряд вспомогательных ферментов, то тогда энергию возбуждения хлорофилла фотонами света можно будет принимать непосредственно на токопроводящую подложку.

- Что посоветуете молодым людям, которые хотели бы сделать что-то незаурядное в науке?

- Во-первых, чтобы чего-то достичь в науке, нужна хорошая базовая подготовка под руководством выдающегося ученого и педагога - такого как, например, Лев Иванович Антропов, следовательно, в студенческие годы следует активно овладевать знаниями. Во-вторых, в дальнейшем надо найти научного руководителя, у которого могли бы учиться, такого, каким для меня был академик Александр Владимирович Городиский. И в-третьих, следует настраиваться на напряженную работу и обучение в течении всей жизни.

Общался В.Миколаенко