Родился Александр Сергеевич 28 января 1872 г. в Санкт-Петербурге в семье статского советника Сергея Сергеевича Кудашева (1834-?), который имел пять дочерей и одного сына Александра. В 1895 г. Александр закончил курс наук в Институте инженеров путей сообщения императора Александра II и получил звание инженера путей сообщения с правом на чин коллежского секретаря при поступлении на государственную службу. Приказом по Министерству путей сообщения от 12 февраля 1896 г. был направлен как инженер IX класса и исполнителя работ 2-го разряда на строительство железной дороги Тифлис - Карс.

Примерно 1894 г. Александр Сергеевич женился первым браком с графиней К.В. Толстой. В феврале 1896 г. А.С. Кудашев выехал по новому месту службы в Тифлис, где 29 марта того же года у него родился сын Сергей. Здесь он принял участие в сооружении моста длиной 40 сажен через р. Куру. 12 октября 1896 г. Александра Сергеевича утверждено в звании инженера путей сообщения и в чине коллежского секретаря. С 1 апреля 1897 г. был назначен внештатным по министерству инженером без содержания. С 1 июня того же года А.С. Кудашева утверждено штатным по министерству инженером ІХ класса и инженером на новых работах на Юго-Западных железных дорогах. Александр Сергеевич работает инженером стола технического контроля службы путей Юго-Западных железных дорог, а с 1 декабря того же года он назначается внештатным инженером без содержания.

Несмотря на родовитое происхождения, князь не имел постоянного дохода. У него не было даже родового поместья. Небольшой заработок, необходимость содержать семью заставляют А.С. Кудашева думать о перспективе преподавательской деятельности в каком-то высшем учебном заведении. Это могло обеспечить хотя и небольшой, но постоянный доход. Он активно изучает строительное дело, работая в лабораториях Киевского Университета Св. Владимира и на Юго-Западной железной дороге, где исследует свойства цементных сооружений. Эти знания Александра Сергеевича не останутся незамеченными, и с 1 марта 1898 г. он получает стипендию Института инженеров путей сообщения императора Александра II "для окончивших курс в оном и подготовляющихся к преподавательской деятельности на срок до двух лет с оставлением сверхштатным по Министерству инженером без содержания" . А еще через некоторое время - с 10 июня 1898 г. - Александра Сергеевича назначают штатным по министерству инженером ІХ класса и заведующим землечерпательным караваном «Днепровский-4» в Киевском округе путей сообщения.

1 сентября 1898 г. начались учения в новом высшем учебном заведении - Киевском Политехническом институте императора Александра II. В его составе насчитывалось четыре факультета - механический, инженерный, химический и агрономический. Однако инженерное отделение получило организационную самостоятельность позже. Оснащение его лаборатории и отбор кадров тормозились, а на старших курсах некоторые предметы вообще не преподавались или излагались нерегулярно. Такая ситуация заставила директора КПИ В.Л. Кирпичева искать преподавателей не только по Киеву, а также по всей империи. 20 ноября 1899 г. совет института решил в частности просить управление Киевского округа путей сообщения отправить за границу для подготовки к профессорскому званию князя А.С. Кудашева сроком с 1 декабря 1899 г. по 1 сентября 1900 г. с окладом в 1800 руб. С разрешения министра финансов, изложенному в циркуляре департамента торговли и мануфактур от 2 декабря 1899 г. Александра Сергеевича отправлено за границу для подготовки к профессорскому званию сроком с 10 декабря 1899 г. по 1 сентября 1900 г. Вернувшись из-за границы в октябре 1900 г., А.С. Кудашев с успехом читает лекции на тему "Железобетонные сооружения". 21 октября 1900 г. распоряжением министра финансов князя назначено штатным преподавателем и в. о. экстраординарного профессора по кафедре строительного искусства Киевского политехнического института с 1 сентября того же года.

Олександр Сергійович Кудашев 16-18 марта 1901 г. в Петербурге проходил 7-й съезд российских цементных техников и заводчиков. А.С. Кудашеву была оказана высокая честь - его назначили представителем КПИ на съезде для обсуждения вопросов, касающихся испытания и использования цемента, отправив в столицу империи. Здесь он мог увидеться со своим отцом Сергеем Сергеевичем. Тот тяжело болел, и поэтому А.С. Кудашев вынужден был 19 июля 1901 г. подать на имя директора института заявление об увольнении. Расходы семьи снова выросли, поскольку Александр Сергеевич был вынужден лечить отца за рубежом. Только в июне 1902 г. А.С. Кудашев возвращается в Киев, но только для того, чтобы получить аттестат и копию формулярного списка, которые находились в КПИ. В следующий раз Александр Сергеевич приехал в Киев 1906 г. 14 октября совет института назначает его с 9 октября того же года преподавателем курса из строительного искусства и геодезии на срок более года с жалованием по вольному найму при 2 часах лекций по геодезии, 6 часах практических занятий с этого предмета и 2 часах лекций со строительного искусства в неделю.

Навыки управления самолетом А.С. Кудашев получил во время Реймской авиационного недели во Франции в феврале 1910 г., когда поднимался в воздух на самолете вместе с известным российским авиатором Михаилом Ефимовым. От летчика князь получил исчерпывающую информацию о состоянии зарубежного самолетостроения. Вернувшись в Киев, Александр Сергеевич 1 марта 1910 г. подал заявление на имя директора КПИ с просьбой разрешить ему построить ангар для построения самолета собственной конструкции.

“Его превосходительству господину директору Киевского политехнического института инж[енера] Кн[язя] А.С. Кудашева Заявление Имею честь просить Ваше Превосходительство разрешить мне устроить в усадьбе института около химического корпуса временный досчатый сарай для сборки аэроплана в течение настоящего лета, причем сарай этот обязуюсь снести по первому требованию начальства Института. Кн[язь] А. Кудашев 1/Ш.1910. Трехсвятительская 17".

Документ этот написан собственноручно на бланке дирекции КПИ и засвидетельствовано печатью директора вуза от 2 марта 1910 г.

10 марта 1910 г. правление Института дало А.С. Кудашеву положительный ответ. Всего в Киеве в течениит 1910 г. и в следующем 1911 г. под руководством Кудашева и на его собственные средства построено три самолета.

  • фермений біплан Кудашев-1"Кудашев-1" - ферменный биплан с передним рулем высоты и хвостовым оперением - стабилизатором и рулем направления. Двигатель "Анзани" в 35 л. с. с тянущими винтом был установлен над передней кромкой нижнего крыла. Передние фермы, несущие руль высоты, переходили в полозья низкого шасси, к которым крепилась ось с колесами. Под хвостом было третье колесо. Крылья - двухлонжеронные одинакового размаха, но в верхних, несших элероны, длина хорды на 0,2 м больше. Каркас самолета был сделан из сосновых брусков и реек. Стойки коробки крыльев и стержни ферм имели круглое сечение. Обтяжка - прорезиненное полотно. На этом самолете А.С. Кудашев 23 мая 1910 г. совершил полноценный полет на несколько десятков метров в длину, первый в России. Официально он зарегистрирован не был, так как выполнялся без предупреждения.
  • "Кудашев-2" - ферменный биплан без переднего руля высоты, с нормальным горизонтальным оперением, рулем направления и оригинальным дуговым шасси. Основой его служили ясеневые дуги, в изгибе которых крепилась на резиновых амортизаторах сквозная ось с колесами. В дальнейшем такая схема шасси стала обычной и использовалась много лет. Она была применена и на двух последующих самолетах А.С. Кудашева, причем почти: сразу же была заимствована у него французами (была использована на самолетах "Депердюссен"). Второй самолет Кудашева – по размерам больше первого, с двигателем "Гном" в 50 л. с. – был построен осенью 1910 г.
  • "Кудашев-3" - высокоплан с расчалочным фюзеляжем без обтяжки и с дуговым шасси. Двигатель – "Анзани" в 35 л. с. Конструкция была исключительно легкой, простой и дешевой. Самолет был выпушен зимой 1910 г., делал пробежки и небольшие подлеты.
  • Четвертая модель была сделана на рижском вагонном заводе «Руссо-Балт» по приглашению известного предпринимателя М.В.Шидловского

    "Кудашев-4" - развитие предыдущего. Двигатель - "Гном" в 50 л. с. Посадка летчика - более высокая, кабан - двухстоечный, дуговое шасси выражено в более чистой форме. Крылья сменные: для скорости 60 и 80 км / ч, последние с меньшей кривизной и размахом. Обтяжка с обеих сторон прорезиненной материей ".

    Вопрос о приоритете первого полета на самолете отечественного производства длительное время подвергалось сомнению. О полете Александра Сергеевича Кудашева 23 мая 1911 г. сообщили киевские газеты, профессор Артемьев написал о нем и о аэроплане "Кудашев-1" в журнале "Аэро - и автомобильная жизнь", однако долгое время в разных публикациях первым российским авиатором-конструктором называли Я.М. Гаккеля (еще раньше придумали какого-то «механика Голубева", что якобы летал на аэроплане А.Ф. Можайского). Ведь князь Кудашев совершил полет без предварительного уведомления в Санкт-Петербург и не дождался комиссии из столицы, чтобы на летном поле присутствовало надлежащее количество наблюдателей. Несмотря на бюрократию, впервые в России на отечественном аэроплане летал все же князь Александр Кудашев, в Киеве, в Украине, а в Петербурге Яков Гаккель поднялся в воздух на день позже, 24 мая.

    Сразу после полета счастливый пилот направил Михаилу Ефимову фотографию своего аэроплана с надписью: em>"Первому русскому авиатору первый русский аэроплан, поднявшийся в воздух, и его строитель шлют свой привет. Кн. А. Кудашев".

    Остались также воспоминания современников, отца и сына - Николая и Бориса Делоне: "Летом 1910 г. Кудашев выполнил первые в Киеве небольшие прыжки-полеты на своем аэроплане. Эти полеты были метров 300 в длину и на высоте 1-2 метра от земли. Интересно , что такие детские начинания производили на присутствующих неизгладимое впечатление: теперь хладнокровно смотрят на аэропланы под облаками, а тогда с жаром кричали «отделился» (от земли) ". Есть также свидетельства Бориса Делоне: "В Киеве летал князь Александр Сергеевич Кудашев и летал на своем собственном самолете. Сначала он катался на нем по полю за Пушкинским парком, утром, а потом, в мае, наконец, и взлетел. Мы все это видели: это было впечатляющее зрелище. Правда, я не знал, что Кудашев - профессор КПИ, думал, что он - взрослый студент ". Александр Сергеевич своими самолетами вызвал интерес к авиации у будущего авиаконструктора Л.Л. Селякова. Именно последний утверждает, что винт до первого самолета А.С. Кудашева было сделано в Киеве выдающимися авиаконструкторами и друзьями князя - Ф.И. Былинкиным и И.И. Сикорским. Есть сведения, что после полета самолет сломался, ударившись об ограждение.

    В отдельных публикациях встречается имя Александра Сергеевича как члена Киевского общества воздухоплавания. Однако, в Государственном архиве Киевской области, где сохранился фонд Киевского губернского по делам об обществах присутствия, в архивном деле "О регистрации Киевского общества воздухоплавания" 30 сентября 1909 - 3 апреля 1910 гг.фамилия Александра Сергеевича отсутствует. В ней находится перечень членов-учредителей общества с собственноручными их подписями-автографами, устав последнего и другие материалы. Возможно, А.С.Кудашев имел к нему какое-то отношение. Вероятнее всего, он был знаком с некоторыми учредителями общества и его организаторами. В трудах историков авиации встречается информация, что первый удачный полет на самолете отечественного производства осуществил профессор КПИ или исполняющий обязанности экстраординарного профессора этого института князь А.С. Кудашев. Но после путешествия во Францию и возвращения в Киев в 1910 г. Александр Сергеевич не подал заявления с просьбой предоставить ему какую-либо преподавательскую должность. По крайней мере в его личном деле такого документа нет, как нет и заявления об его увольнении в 1908 г. Хотя если учитывать, что с 1906 г. он был преподавателем по вольному найму, то в этом нет ничего удивительного. Есть непроверенные свидетельства, что позже он преподавал в Петербургском электротехническом институте. В 1911-1912 гг. Александр Сергеевич работал на Руссо-Балтском вагонном заводе. Именно там, в Риге ним был построен самолет "Кудашев-4". 2 апреля 1911 г. конструктор поднялся на нем в испытательный полет над ипподромом в Золитуде, и в дальнейшем он работал над его совершенствованием. За моноплан Кудашева, продемонстрированный на первой воздухоплавательной выставке в С.-Петербурге в апреле 1911 г., автор получил большую серебряную медаль. А через два месяца на этом же самолете авиатор и конструктор принимал участие в соревнованиях во время "Авиационного недели". Строил самолеты он за собственные средства.

    Дальнейшая судьба Александра Сергеевича остается неизвестной. По одной версии, после возникновения конфликта с руководством Руссо-Балтского вагонного завода, он переехал во Францию, где с 1914 года преподавал в Высшей Политехнической школе в Париже. По другой - погиб во время революции в 1917

    Источник: С. Карамаш В. Татарчук Киевский период жизни князя А.С. Кудашева - зачинателя отечественного самолетостроения - http://www.history.org.ua/JournALL/xix/12/25.pdf (с изменениями)