Киевская политехника, которой в этом году исполняется 115 лет, бережно хранит свою историю. Многие известные личности, прославившие нашу страну во многих отраслях науки и техники, навсегда вошли в пантеон великих политехников. На века прославили КПИ Виктор Кирпичев, Евгений Патон, Сергей Королев, Архип Люлька, Михаил Кравчук и многие другие. Памятники этим выдающимся личностям украшают теперь Аллею Славы университета. На очереди открытие нового памятника - Войцеху Свентославскому - выдающемуся польскому ученому, бывшему министру образования Польши, выпускнику КПИ 1913 года. Кстати, средства на этот памятник добровольно собирали не только в Украине, но и в Польше.

Как известно, Киевская политехника была создана в 1898 году вместе с политехническим институтом в Санкт-Петербурге и Варшаве. Три новые вуза создавались по требованию времени: на юге - Киев, на севере - Санкт-Петербург, на западе - Варшава. Указ царя, за которым они начали развиваться, был единственным (царь Николай II подписал его в июне 1898 года). А инициатива основания политехнических институтов в этих городах принадлежала тогдашнему министру финансов Российской империи графу Сергею Витте. Именно он и убедил киевских богачей в необходимости создания не среднего технического учебного заведения, а высшего. И это было дальновидное решение.

Главную роль в создании и развитии КПИ сыграли меценаты, или, как сейчас говорят, спонсоры. Меценатство было очень распространенным на территории Российской империи. Поэтому средства на развитие нового высшего учебного заведения в Киеве выделили "сахарные короли" Николай Терещенко с сыновьями, Лазарь Бродский, выдающийся художник-маринист Константин Айвазовский и другие. Значительный вклад в развитие КПИ сделала Киевская городская дума, а также население Киева, которое за короткое время собрало более 300 000 рублей.

Кадровую базу всех тридцати пяти кафедр вновь созданного института составили известные ученые из Петербурга, Москвы, Харькова и Киева. Первым ректором Киевского политехнического стал Виктор Кирпичев - председатель Южного общества технологов, известный ученый в области механики и сопротивления материалов, автор первого в стране учебника "Детали машин", который до той поры занимал должность директора Харьковского технологического института. В КПИ пришли также такие признанные ученые и педагоги, как один из организаторов Киевского физико-математического общества член-корреспондент Петербургской академии наук Василий Ермаков, один из основателей украинской школы паротурбиностроения Александр Радциг, общепризнанный авторитет с теории резания металлов и одновременно известный в стране специалист по мельницам и мукомольным технологиям Константин Зворыкин, выдающийся ученый в области нефтехимии Михаил Коновалов, выдающийся специалист в области почвообрабатывающей техники и технологий Камилл Шиндлер; чуть позже - выдающийся ученый-мостостроитель, позднее - основатель украинской школы электросварки Евгений Патон, один из самых авторитетных, несмотря на молодой возраст, ученых в области прикладной механики, сопротивления материалов и устойчивости механических систем Степан Тимошенко и многие другие. Они не только быстро наладили в КПИ учебный процесс по соответствующим направлениям, но и стали основателями научных школ, традиции которых хранятся и развиваются до сих пор.

Вскоре КПИ занял заметное место в когорте научных учреждений империи. А деятельность его преподавателей, сотрудников и студентов быстро получила и международное признание - в зарубежных научных изданиях часто публиковались научные работы Патона, В.П.Ижевского, С.П.Тимошенко, К.А.Красуцкого, В.Г. Шапошникова и других.

Тогда же в КПИ была создана действенная система привлечения к научной деятельности студентов. Основой ее стали научно-технические кружки, игравшие значительную роль в подготовке квалифицированных инженеров. Там формировалось системное научно-техническое мышление студентов, углублялись их знания в отдельных (при том самых современных!) научных отраслях, прививался вкус к самостоятельной поисковой и конструкторской деятельности. Кружковцы иногда становились настоящими пионерами в своих отраслях, ярким примером чего была деятельность Воздухоплавательного кружка КПИ, председателем которого, по Уставу института, был его директор, но фактическим руководителем - ученик Н.Е. Жуковского, профессор механики Николай Делоне. Среди тех, кто прошел школу этого кружка, достаточно вспомнить выдающихся авиационных конструкторов Игоря Сикорского и Дмитрия Григорьевича, не менее известного конструктора авиационных двигателей Александра Микулина и еще несколько десятков известных отечественных авиационных конструкторов первого поколения, имена которых навечно вписаны в историю отечественного авиастроения, - Федора Андерса, братьев Евгения, Ивана и Андрея Касьяненков, Федора Терещенка, Георгия Адлера и многих других. Кружок стал первым в Украине авиаконструкторской школой, заложившей основы развития всей украинской авиастроительной отрасли, и фактически выполнял функции первого в стране опытно-учебного заведения авиастроительного профиля.

История не заканчивается именами основателей и первых прославленных выпускников КПИ. Она продолжается, и ее - новую историю - творит нынешнее поколение.

Рождаются новые направления в науке, технике, открываются новые лаборатории, факультеты, институты. В 1998 году КПИ получил новый статус - он стал Национальным техническим университетом Украины "Киевский политехнический институт", а в 2007 году - первым в Украине исследовательским университетом. Новые условия требовали и новых подходов к организации учебной и научной деятельности, поэтому университет перешел к внедрению в практику подготовки специалистов и проведения научных исследований модели "треугольника знаний": образование - наука - инновации. Стоит заметить попутно, что именно такая модель лежит в основе использования науки и инноваций как важнейшего на современном этапе ресурса развития экономики.

Естественно, что следствием таких изменений стало углубление интеграции научно-исследовательской деятельности с учебным процессом. Теперь наши студенты получают знания и формируют навыки не только во время лекций и лабораторных работ. С первых же лет обучения их вводят в круг научных проблем, над которыми работают их преподаватели-исследователи. При этом работа не "на бумагу", она имеет реальные результаты, вполне пригодные для практической реализации и внедрения в производство. Поэтому естественным образом мы пришли к пониманию необходимости создания инновационной среды, где преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты получили бы возможность сотрудничать со специалистами инвестиционных фондов, бизнес-структур и высокотехнологичных компаний. Роль такой среды была возложена на Научный парк "Киевская политехника".

Созданию этого парка предшествовала серьезная работа университета с Верховным Советом Украины, результатом которой стал принятый 22 декабря 2006 Закон Украины "О Научном парке" Киевская политехника "- первый подобный закон в нашей стране! Положения настоящего нормативно-правового акта распространяются на четыре группы участников инновационного процесса: первая - это научные группы, которые генерируют идеи и ноу-хау, вторая - факультеты и кафедры университета, что "генерируют" качественный "человеческий материал", третья - компании, работающие на рынке высокотехнологичной продукции, и четвертая - это инвестиционные и венчурные фонды.

Таким образом научный парк позволяет сочетать научный поиск с бизнес-идеями и последующим внедрением их в жизнь. Через бизнес-инкубатор к коммерческим научным изысканиям присоединяются студенты со своими проектами, аспиранты и преподаватели и исследователи НТУУ "КПИ", которые благодаря научному парку получают возможность значительно сократить путь от идеи до практической реализации. Вполне естественно, что научный парк получил название "Киевская политехника" и активно включился в решение общегосударственных инженерно-технических проблем.

В октябре 2011 года Научный совет университета утвердил новую стратегию его развития на следующее десятилетие. Стратегия основывается на том, что КПИ получил статус исследовательского университета - кстати, одним из первых в стране. Это заставило уточнить основные принципы его деятельности, значительно усилив взаимодействие между образовательной, научной и инновационной компонентами работы всего педагогического и научного коллектива. Впрочем, в этой новой модели подготовка специалистов не должна приобретать узкого технического характера. Наоборот, на высокотехнологичном рынке труда наиболее востребованы специалисты, получившие основательное фундаментальное образование, способные формулировать сложные задачи, управлять процессами, комплексно, системно оценивать все последствия тех или иных управленческих решений. Поэтому, исходя из этого, фундаментализацию подготовки специалистов наш университет осуществляет за физико-технической моделью, предполагающей синтез глубоких общенаучных естественных знаний и инженерного искусства.

Конечно, новые реалии требуют и совершенно других подходов к построению экономики университета. Это диктуется еще и тем, что существенной особенностью современного этапа развития нашей страны является значительное ослабление функции государства в поддержке собственного образования и науки. К сожалению, государство уже не может ни политически, ни финансово, ни даже организационно развивать эти отрасли опережающими темпами. К тому же, за годы независимости Украины львиная доля капиталов перешла в частный сектор экономики. Это имеет и определенные положительные черты: промышленные частные компании, остро конкурируя со своей продукцией на внешних и внутренних рынках, для своего выживания и развития все больше нуждаются в подпитке новыми изобретениями и качественным персоналом. Поэтому они все больше внимания уделяют вопросам подготовки инженеров и становятся полноправными партнерами университета в их организации.

Одним из путей налаживания такого партнерства - создание с ведущими компаниями и научными учреждениями, причем не только отечественными, совместных учебных лабораторий и центров. Сегодня в НТУУ "КПИ" успешно действуют лаборатория "Майкрософт - КПИ" на базе факультета информатики и вычислительной техники; академия CISCO на базе Института прикладного системного анализа и факультета информатики и вычислительной техники; лаборатория "ФЕСТО" на базе механико-машиностроительного института; лаборатория "Motorola-КПИ" на базе факультета авиационных и космических систем и факультета прикладной математики; лаборатория "Пресса Украины" на базе Издательско-полиграфического института; совместный с "Киевэнерго" центр "Теплосети" на базе теплоэнергетического факультета; лаборатории компании "ДТЭК", оборудованные на теплоэнергетическом факультете, факультете электроэнергетики и автоматики и в Институте энергосбережения и энергоменеджмента; учебно-научный центр компании "АВВ" в составе четырех лабораторий на базе факультета электроэнерготехники и автоматики; учебно-научный центр структурного анализа НТУУ "КПИ" - "РИГАКУ" на базе инженерно-физического факультета; совместная украинско-японская учебно-научная лаборатория экспресс-микроскопии и Научно-учебный центр "Наноэлектроника и нанотехнологии» на базе факультета электроники и многие другие. Всего у нас сейчас работают несколько десятков таких подразделений.

Напряженная и целенаправленная работа дает результаты: НТУУ "КПИ" уже шестой год подряд удерживает лидерские позиции по главным национальным рейтингам, а с 2011/2012 учебного года по международным рейтингам QS и Webometrics КПИ входит в 4% лучших университетов мира и считается флагманом отечественного высшего технического образования.

Поэтому наш университет, 115 лет которого мы отмечаем, уверенно смотрит в будущее, утверждая своим трудом бесконечность бытия ...

М.З. Згуровский, ректор НТУУ "КПИ", академик НАН Украины