Задача магистратуры состоит в подготовке элитных специалистов для инновационной экономики, которым присущи высокий уровень методологической культуры, творческое владение методами познания и деятельности, использование методов системного подхода к выбору оптимальных решений, решения нестандартных, инновационных задач. Необходимым элементом подготовки специалистов для инновационной экономики является усвоение научных основ трансфера технологий, методов системного проектирования, овладение методами и средствами межкультурной коммуникации.

Принципами организации элитного образования являются:

усиление роли фундаментальной составляющей в содержании обучения;
обеспечение подготовки элитных специалистов на основе научных исследований по актуальной тематике, которые проводят соответствующие выпускающие кафедры и научные руководители магистров;
создание конкурентной среды для выпускающих кафедр, научных руководителей магистерской подготовки и студентов;
мотивация всех участников учебного процесса: студентов, преподавателей и выпускающих кафедр;
жесткий последовательный конкурсный отбор талантливых студентов.

Второй год подряд прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний с учетом интегрального рейтинга абитуриентов.

15 октября 2009 г. Методический совет НТУУ "КПИ" заслушал и обсудил доклад начальника учебно-методического отдела В.П.Головенкина о результатах анализа итогов вступительной кампании в магистратуру в 2009 году.

На поступление в магистратуру очной формы обучения было подано 1981 заявление, вступительные испытания выдержали 1752 студенты. 89,67% принято на бюджетную форму обучения, 10,33% зачислены на обучение по контракту. 3,14% - студенты из других учебных заведений, 0,8% - иностранцы.

Средний по университету конкурс на поступление в магистратуру (1,13) превысили семь факультетов, но на большинстве кафедр (68 из 99) конкурс отсутствовал.

Согласно «Положению о магистратуре НТУУ« КПИ »максимальное количество магистрантов, которые могут быть приняты по специальностям определенной выпускающей кафедры, определяется размером квоты на магистерскую подготовку, которая зависит от научного потенциала кафедры. На 27 кафедрах эти квоты были превышены.

Кафедры, превысили квоту более чем в 1,5 раза:

лечебно-диагностических комплексов (ММИФ) - 6;
менеджмента (ФММ) - 4,32;
теории, практики и перевода немецкого языка (ФЛ) - 3,5;
математических методов защиты информации (ФТИ) - 3;
промышленного маркетинга (ФММ) - 2,36;
международной экономики (ФММ) - 2,35;
телекоммуникационных систем (ИТС) - 2,13;
биомедицинской инженерии (ММИФ) - 2;
медицинской кибернетики и телемедицины (ММИФ) - 2;
возобновляемых источников энергии (ФЕА) - 2;
теории, практики и перевода английского языка (ФЛ) - 1,78.

Одним из критериев качества подготовки поступающих в магистратуру является их интегральный рейтинг, определяемый в соответствии с «Положением о приеме на обучение по программам ОКР магистр специалист» (приказ № 1-28 от 17.03.2008 г..). Интегральный рейтинг студента состоит из академического рейтинга (сумма академической и творческой составляющих), удвоенной оценки по профессиональному испытанию и экзаменационной оценки по иностранному языку.

Анализ распределения баллов интегрального рейтинга позволяет сделать общий вывод о недостаточном уровне подготовки абитуриентов в магистратуру. Интегральный рейтинг, что не превышает 20 баллов, имеют почти три четверти студентов, причем почти 60% из них без творческих достижений. Однако, следует отметить, что 23% магистрантов получили достаточно высокие баллы, а отдельные студенты даже очень высокие (40-50 баллов) за счет творческих достижений.

Анализируя составляющие интегрального рейтинга, отметим, что 14,2% студентов имели академическую составляющую менее 4 баллов, из них: 66% приняты на обучение по бюджету, 59% не имеют творческих достижений. С низкой профессиональной подготовкой принято 8,3% магистрантов (относительные составляющие по факультетам см. на диаграмме), из них 71% не имеют творческих достижений.

Положительным моментом является общее повышение среднего по университету значения творческой составляющей интегрального рейтинга на 6,1%, что в 1,4 раза больше чем в 2008 г.. Также надо отметить увеличение доли студентов, имеющих творческие достижения, почти на всех факультетах (институтах) , что в среднем по КПИ составляет 55% (почти в полтора раза больше чем в прошлом году).

Несмотря на общий рост количества студентов с творческой составляющей, к сожалению, были и кафедры на которых большинство студентов не имели творческих достижений.

Кафедры, на которых творческие достижения имеют менее 20% магистров:

машин и агрегатов полиграфического производства (ВПИ);
литейного производства черных и цветных металлов; металловедения и термической обработки (ИФФ);
автоматизации химических производств; экологии и технологии растительных полимеров; химического, полимерного и силикатного машиностроения (ИХФ);
механики пластичности материалов и ресурсосберегающих процессов (MMI);
автоматизации экспериментальных исследований (ФАКС);
техники и электрофизики высоких напряжений (ФЕА);
технической кибернетики; автоматики и управления в технических системах (ФИВТ).

В частности, на кафедрах литейного производства черных и цветных металлов (ИФФ), автоматизации химических производств (ИХФ), химического, полимерного и силикатного машиностроения (ИХФ), автоматики и управления в технических системах (ФИВТ) два года подряд ни один абитуриент не имеет творческих достижений.

Следует отметить студентов, имеющих высокие творческие достижения (более 15 баллов), а именно:

с кафедры международной экономики (ФММ) Ирина Верхоляд (26,5 балла), Елизавета Канченко (19,5 балла), Ирина Ляшенко (18,5 балла), Максим Федоренко (20 баллов), Елена Шимончук (21 балл);
с кафедры промышленного маркетинга (ФММ) Елена Цапук (16,9 балла), Екатерина Яровская (15,3 балла), Надежда Стадченко (17,1 балла);
с кафедры философии (ФСП) Игорь Иващенко (16 баллов).

Обобщая результаты анализа, главными недостатками нынешнего приема в магистратуру можно считать недостаточный уровень подготовки абитуриентов в магистратуру и превышение определенными кафедрами установленных квот.

Положительными показателями приема являются: увеличение доли творческой составляющей интегрального рейтинга; повышение доли студентов, имеющих творческие достижения, почти на всех факультетах (институтах); уменьшение количества кафедр (с 25 до 8), на которых студенты не имели творческих достижений.

По результатам обсуждения результатов вступительной кампании в магистратуру в 2009 году, Методический совет университета принял решение рекомендовать директорам институтов, деканам факультетов и заведующим кафедр: принять меры по обеспечению высококачественного состава магистратуры своих подразделений в новом учебном году; не допускать превышения квот магистров; увеличивать долю студентов из других учебных заведений и студентов-иностранцев.

Т.М.Желяскова, методист учебно-методического отдела