За первые послеоктябрьские годы и в период гражданской войны, несмотря на политические изменения в Украине, КПИ оставался высшей школой старого типа. Как и многие другие высшие учебные заведения, он сохранял постоянную структуру: в институте функционировали четыре факультета - механический, инженерный, химический и агрономический, а летом 1918 г. был создан электротехнический факультет [1, с. 33]. Число студентов достигало 1458 человек [2, с. 57]. Среди них преобладали выходцы из дворянства (30%), духовенства, купечества и промышленников (16%), достаточно высоким был удельный вес горожан (34%), зажиточных крестьян (17%), 2,5% составляли иностранцы [2, с. 55].

Занятия в институте продолжались до ноября 1918 г. По распоряжению Директории институт, как и другие вузы, где преподавание проводилось на русском языке [1, с. 34], было закрыто. Обучение возобновилось на короткое время с января - февраля 1919 г. после освобождения Украины от немецко-австрийских и антантовских войск и продолжалось до августа, то есть до захвата Киева армией Деникина.

Декретом советского правительства в конце января 1919 г. все вузы Украины подчинялись Наркомосу республики и брались на содержание государства [4, с. 37]. В феврале 1919 г. была создана государственная комиссия для подготовки реформы высшей школы. Декрет Совнаркома от 2 марта 1919 г. «О вступлении в высшую школу» открывал дорогу в вузы всем желающим, даже лицам, которые не имели дипломов и удостоверений об образовании.

Согласно постановлению отдела высшей школы Наркомоса УССР от 28 мая 1919 г. во всех вузах республики должны были читать лекции и проводить практические занятия в вечерние часы для рабочих [5, с. 24]. От 1 марта 1919 г. была отменена плата за обучение, введено социальное обеспечение студенчества. Одним из важных задач оставалась реорганизация управления высшими учебными заведениями Украины. 11 марта 1919 г. отдел высшей школы Наркомоса УССР издал постановление, по которому руководство научной, учебной и просветительской работой вуза поручалось соответствующим советам. Научный совет должен был организовать научно-исследовательскую работу, учебный - управлять учебным процессом, просветительский - распространять знания среди населения. Руководство хозяйственной деятельностью вуза возлагалось на хозяйственный комитет. Управление высшим учебным заведением сосредоточено в руках комиссара, назначенного Наркомосом УССР [3, с. 48]. Так, комиссаром КПИ был назначен Ф. Блохин [6, с. 2]. В институте начали работать научно-учебный, научный и факультетский советы, хозяйственный комитет.

Число профессоров и преподавателей на химическом факультете в то время достигало 50 человек (Е.П. Вотчал, Г. Де-Метц, Д.К. Добросердов, И.Д. Жуков, П. Ижевский, В.А. Косинский, М.П. Чирвинский, В. Шапошников и др.), на механическом - 55 (К.X. Абрамович, Е.П. Бабич, Н.А. Воропаев, И.М. Ганицкий, Г.М. . Губарев и др.), на инженерном - 46 (А.П. Артемьевский, М.С. Брагинцев, П.В. Воронец, М.Б. Делоне, В.П. Ермаков, П.Ф. Ерченко, В.Ф. Иванов и др.), на электротехническом - 26 (К.Ф. Аралович, П.В. Воронец, А.Г. Гольдман, Г.Г.Де-Метц, Д.К. Добросердов, А.В . Круковский, М.Л. Кучеров, Я.М. Маркович и др.), на агрономическом - 40 человек (В.В.Колкунов, В.П.Устьянцев, А. Левитский и др.) [7, с . 11]. Всего на 1 апреля 1919 г. профессоров и преподавателей КПИ насчитывалось 172 человека [8, с. 140].

В органы управления институтом входили студенты, преподаватели, ассистенты и служащие. Например, в совете агрономического факультета работали студенты М. Лаптийчук, Д.Т. Пархоменко, преподаватель А. Левитский, ассистент К.И. Павловский [9, с. 70].

Председатель хозяйственного комитета Я.М.Маркович в одной из докладных записок отмечал, что с приходом деникинцев «Киевский политехнический институт начал жить по старому уставу. Совет института принял решение: прием на первый курс не проводить и лекций не читать. Разрешались частные занятия по черчению, проектированию, а также защита специальных проектов. Студентов обучалось очень мало, хозяйственная жизнь института едва тлела. Служащие получали плату, которая не отвечала на то время ценам на товары первой необходимости »[1, с. 33]. На 1 января 1920 г. в институте осталось 75 профессоров и преподавателей, 20 лаборантов. Значительно уменьшилось число студентов.
В начале 1920 г., после освобождения от деникинцев, деятельность вузов восстановилась. В стране ощущалась острая потребность в квалифицированных кадрах, надо было восстанавливать разрушенное хозяйство. В связи с этим большая ответственность возлагалась на органы народного и профессионального образования. В частности деятельностью вузов на местах руководили управления высшими школами, которые подчинялись непосредственно Наркомосу УССР. В управлениях работали научно-академический, административно-академический, хозяйственно-финансовый отделы, а также отдел социального обеспечения студентов.

9 июня 1920 г. Наркомос УССР издал «Инструкцию управлением высшей школы на местах», ставшей временным Уставом вузов. В ней определялись направления перестройки учебно-методической работы и реорганизации вузов, в частности предусматривались просмотр учебных планов и программ, сочетание теоретического изучения материала с длительной производственной практикой. Для ускоренного выпуска специалистов предлагалось ввести трисеместровую систему обучения, повысить дисциплину, улучшить методы преподавания, создать новые органы внутреннего управления высшими учебными заведениями - вузовские советы и их президиумы, к работе в которых привлекать представителей организованного студенчества [3, с. 57].

Проблемами внутренней жизни КПИ занимались факультетские советы и объединенные собрания их президиумов. Функции президиума заключались в определении и формировании структуры факультетов, рассмотрении и утверждении годовых научно-учебных отчетов, командировании представителей на съезды и конференции и т.д. [10, с. 96]. Председатель и секретарь объединенного собрания президиумов следили за проведением в жизнь декретов и распоряжений Наркомоса УССР, поддерживали связь с ним от имени вуза, хранили печать вуза [10, с. 98]. Кроме того, в институте был создан хозяйственный комитет под председательством проф. Я.М. Маркевича. Объединенное собрание президиумов возглавил проф. М.А. Прилежаев, председателями советов были: механического факультета проф. Я. Ступин, инженерного - проф. Е.А. Патон, химического - проф. М.А. Прилежаев, агрономического - проф. Е.П. Вотчал, электротехнического - А.В. Круковский. К объединенному собранию факультетских советов института, президиумов факультетских советов, хозяйственного комитета входили 162 представителя от студенчества. В институте насчитывалось 58 учебно-вспомогательных учреждений. Личный состав института включал 266 человек [10, с. 96]. Учебную работу обеспечивали кафедры математики, механической технологии, физики, электротехники, строительного искусства и архитектуры, химии, химической технологии, технологии строительных материалов, металлургии, ботаники, зоологии, земледелия, зоотехники, сельскохозяйственной экономики и статистики, геологии и минералогии, политэкономии и статистики [10, с. 96].

Во времена гражданской войны численность студентов в вузах Украины была очень неустойчивой. Так, на 4 августа 1920 г. в КПИ училось 5324 студентов, принятые в вуз в предыдущие годы, и 1117- в июле в 1920 г., т.е. всего 6441 человек [10, с. 96]. Это увеличение объясняется тем, что многие студенты были зачислены формально. Например, на химическом факультете с 863 студентов по списку в январе 1921г. посещали занятия только 177 [11, с. 4]. Следует заметить, что в то время КПИ был объединен с Высшим техническим институтом, в котором насчитывалось 200 студентов [9, с. 59].

В мае 1920 г. Наркомрос УССР издал распоряжение об открытии летнего семестра и создании в технических вузах специальных комиссий для организации ускоренного выпуска инженеров. В постановлении Совнаркома УССР от 5 июля 1920 г. «Об ускорении выпуска инженеров» определялся срок ускоренной подготовки - от 1 июля до 1 ноября 1920 г. К занятиям допускались практически все студенты старших курсов, способные за четыре месяца выполнить учебные задания, на которые в обычных условиях отводилось год или два. Предприятия, учреждения, военные части обязывались отправлять к институтам всех, кто не завершил обучение и хотел это сделать за короткое время. Допущены к занятиям ускоренного цикла объявлялись мобилизованными и обеспечивались пайком [12, 13, с. 229, 43].
На 10 августа 1920 г. в КПИ таких студентов обучалось 192, из них на механическом факультете - 63, инженерном - 59, химическом - 38, агрономическом - 32 [10, с. 96]. Для занятий с ними было привлечено 90 профессоров и преподавателей.

Однако гражданская война, и в частности вторжения в Украину бело-поляков весной 1920 г., негативно сказалось на работе КПИ. Научная, учебная и хозяйственная жизнь едва тлела, разворовывалось ценное институтское имущество. Приказом Управления высшей школы от 8 ноября 1920 г. по № 184 [15, с. 5] институт в связи с упадком его научно-педагогической и хозяйственной деятельности и несоответствием требованиям современной жизни закрывался, а его личный состав освобождался. Все преподавательские и служебные штатные должности объявлялись вакантными. До передачи дел и имущества новому личному составу уволенные работники оставались на местах и выполняли свои обязанности, получая за это надлежащую плату.

Для реорганизации КПИ в ноябре 1920 г. был создан организационный совет, в который вошел 21 человек (А.П. Артемьевский, В.Ф. Бобров, С.Ф. Веселовский (председатель), О. Гольдман, А. М. Качаловский, И.А. Ладыженский и др.). Заметим, что в него входили также представители от институтских общественных организаций. Организационный совет, в соответствии с приказом, на год выбрала ректора, секретаря и деканов, секретарей факультетов (механического, инженерного, химического, агрономического, электротехнического), которые после утверждения Управлением высшей школы приступили к работе. Организационный совет института должен был составлять учебные планы и решать организационные вопросы, касающиеся научно-учебного и хозяйственного обустройства института, кадровые вопросы [16, с. 1]. Выбранный ректор и деканы факультетов образовали временное правление института, которое в своей работе руководствовалось постановлениями организационного совета и было его исполнительным органом. Организационный совет работал с 10 ноября 1920 г. до 22 марта 1921 г. Личный состав института за этот период почти не изменился, но постепенно в нем сформировалась активная группа, которая вносила положительные изменения в работу вуза и развивала его на новой основе. В нее вошли инициативные профессора, преподаватели, студенты.
Организационный совет и назначенная им комиссия установили, что студенческая масса «деформирована». Для исправления положения каждому студенту или группе студентов предоставлялась возможность заключать частные сделки с профессорами или преподавателями и сдавать им зачеты. Поскольку институт не отапливался, занятия проходили на квартирах профессоров. Учет студентов и занятий не проводился, учебные планы и программы не пересматривались, оставались дореволюционными. Особое внимание сосредоточивалось на обучении студентов ускоренных выпусков. На 1 октября 1920 г. в институте насчитывалось 249 студентов этой категории, в том числе на механическом факультете - 85, инженерном - 74, химическом - 46, агрономическом - 44. По состоянию на 1 ноября 1920 г. на инженерном факультете обучалось 76 студентов (средняя успеваемость 40,4%), механическом - 81 (53,5%), химическом - 52 (94,4%), агрономическом - 39 (55,3%), однако закончили институт только два студента. Итак, результаты обучения, даже студентов ускоренных выпусков, оказались незначительными [15, с. 7].

Организационный совет и правление во главе с проф. С.Ф.Веселовским приложили много усилий к тому, чтобы упорядочить учебный процесс. Были составлены новые учебные планы на факультетах для студентов всех курсов, пересмотрены и изменены учебные программы. Продолжительность курса обучения составляла три года. За этот период студенты должны были получить специальность инженеров.

На первый курс принимались лица, окончившие школу второй ступени или имели знания соответствующего объема. Каждый год обучения делился на три триместра, триместр длился в среднем три месяца, а учебная неделя - 40-45 часов.
В основу нового учебного плана были положены следующие принципы: устранение многопредметности путем слияния однородных курсов в один, который, таким образом, давал комплекс научных знаний, необходимых студентам; формирование у студентов широкого кругозора; развитие активного мышления. Предполагалось обязательное изучение иностранных языков и украинского языка. Для облегчения прохождения курса и чтобы избежать перегрузки студентов знаниями, не связанными с основной специальностью, с пятого триместра определялась будущая специализация студентов. Например, на механическом факультете готовили инженеров-технологов и инженеров-механиков. Первые специализировались на оборудовании заводских и фабричных зданий и предприятий и составлении детальных расчетов, вторые - на конструировании, то есть должны были улучшать и создавать новые типы двигателей, станков, приборов, сельскохозяйственных орудий и др. Инженеры-технологи, начиная с пятого триместра, обязательно изучали геодезию, отопление и вентиляцию, заводскую архитектуру, физико-химию, общую химическую технологию, водопроводы и канализацию, организацию работ на заводах и тому подобное; инженеры-механики - машиностроение и методы конструирования, прикладную механику, регулирование машин, сопротивление материалов, металлографию, технический анализ металлов и горючего и др. После шестого триместра студенты имели практику на заводах.
Инженеры-технологи составляли проекты оборудования заводов и их сметы; инженеры-механики - осуществляли подготовку конструкций тех или иных машин, рассчитывали прочность, определяли качество материалов и т. д.). На седьмом и восьмом триместрах инженеров-механиков по специальности разделяли на семь отделов. Таким образом достигалась возможность усовершенствования знаний по основным для данной специальности дисциплин. В течении девятого триместра студенты составляли специальный проект по выбранной специальности.

В разъяснении к учебному плану механического факультета указывалось, что предметы в течении триместра изучались последовательно: знания определенного цикла дисциплин базировались на уже ранее полученных. В учебном плане предусматривались следующие направления специализации: теплотехника, гидравлика, воздуходув и холодильные установки, авиация, технология машиностроения и механических установок, сельскохозяйственная индустрия. Для каждого направления в учебном плане определялись специальные курсы для чтения.

Примерно по таким принципам складывались учебные планы и на других факультетах института [17, с. 134]. При этом значительное внимание уделялось социально-политическим и экономическим дисциплинам: истории Украины, русскому законодательству, политической экономии, статистике, истории и теории кооперации [14, с. 12].

1921 г. Укрглавпрофобразование выдало «Временное положение о высших учебных заведениях Украины», которым подтвердило трехлетний срок обучения, а для просмотра учебных программ рекомендовала создать на факультетах комиссии из специалистов, то есть предметные комиссии. Согласно требованиям «Временного положения» было переаттестовано профессорско-преподавательский состав и некоторые преподаватели уволены. Вакантные должности заняли новые преподаватели, преимущественно с большим опытом работы. Работая в неотапливаемых лабораториях, не имея необходимой библиотеки (много книг из библиотеки КПИ было разворовано, около 6 тыс. томов книг хранилось на квартирах сотрудников) часть профессуры все же продолжала научную работу.

В марте 1921 г. институт посетил нарком просвещения Украины Г.Ф.Гринько. Он признал, что организационный совет и временное правление института немало сделали для реорганизации вуза. Организационный совет был распущен, а руководство институтом возложено на вновь назначенное правление КПИ с ректором проф. М.А.Кухаренком во главе. Новое правление продолжило работу по реорганизации института, сделав первые серьезные шаги на пути к пролетаризации вуза. Немало усилий было приложено к тому, чтобы отселить с территории института мастерские губернского транспорта и вместо них открыть мастерские КПИ.

Весной 1921 г. состоялся первый послевоенный набор в вуз. На первый курс было принято 870 студентов, из них на инженерный факультет - 184, механический - 162, химический - 166, электроэнергетический - 164, агрономический - 194.

При приеме предпочтение отдавалось выходцам из рабочего класса и трудового крестьянства [15, с. 8]. Согласно декрету Совнаркома Украины от 7 марта 1921 г., 19 мая в КПИ было открыто рабочий факультет, который за неимением подходящего помещения временно разместился в доме 32 на ул. Пушкинской [15, с. 8]. До 1 августа для рабфака был подготовлен учебный план, детально разработаны программы по всем предметам, а также обозначены новые методы работы со слушателями [18, с. 34]. Рабфаки готовили рабочих и крестьян к обучению в вузах. 1920/21 гг. учебного года институт закончили 35 рабфаковцев [15, с. 8].

Работа, которая развернулась в институте летом 1921 г., едва не прекратилась с началом морозов, поскольку помещения не отапливались (дрова, с большим трудом заготовленные летом, не завезли). Чтобы выйти из затруднительного положения, необходимо было принять решительные меры и привлечь к работе весь коллектив вуза. Но М.А. Кухаренко был перегружен работой вне института. Поэтому на его место в декабре 1921 г. был назначен бывший заместитель декана механического факультета В.Ф. Бобров [15, с. 8]. Новый ректор в своей деятельности опирался на сознательное студенчество и рабфаковцев, которых к тому времени удалось перевести на территорию института, а также на значительную часть преподавателей.

Новый стиль руководства дал свои результаты. Общими усилиями было обеспечено обучение зимой. С помощью рабочих учебно-механических мастерских были отремонтированы внутренние помещения и техническое хозяйственное оборудования вуза. Небольшую, но весьма ощутимую материальную помощь институту предоставил Сахаротрест, первым обеспечив стипендию 90 студентам вуза. В феврале 1922 г. начала работать университетская электростанция, что стало значительным событием в жизни коллектива.