Насыщенная и разнообразная жизнь студентов отличается большим перенапряжением нервной системы. Нагрузки, особенно в пору сессии, значительно увеличивается. Хроническое недосыпание, нарушение режима дня и отдыха, режима питания и интенсивное информационное нагрузки могут привести к негативным последствиям, например, к нервно-психического срыва. В преодолении возникновения таких ситуаций большую роль играет правильно организованное рациональное питание, что приводит важность качественной работы центров студенческого питания в высших учебных заведениях.

В конце прошлого года в администрацию университета начали поступать жалобы от студентов о качестве услуг сети заведений Центра студенческого питания НТУУ "КПИ". С целью выявления действительного состояния проблемы администрация университета инициировала проведение социологического исследования среди студентов, которое и было осуществлено НИЦ "Социоплюс" при факультете социологии и права. В исследовании приняли участие 603 студента из всех факультетов университета.

В результате исследования были получены следующие данные. Треть студентов, принявших участие в опросе, пользуются услугами учреждений Центра студенческого питания НТУУ "КПИ" ежедневно. Еще четверть - несколько раз в неделю, что говорит о достаточно высокий уровень востребованности этих заведений.

С другой стороны, 13,7% респондентов никогда не пользовались услугами заведений Центра студенческого питания НТУУ "КПИ". Среди основных причин этого были названы следующие: недоверие к санитарному состоянию останавливает 33,8% студентов, еще 33,8% питаются только дома, 31,3% не пользуются услугами учреждений Центра студенческого питания за больших очередей (диаграмма 1).

Основной целью проведения исследования было выявление оценки студентов, которые пользовались услугами заведений Центра студенческого питания НТУУ "КПИ", по качеству их услуг. К сожалению, полученные данные показали, что 57,6% студентов оценили качество предоставления услуг сети заведений Центра студенческого питания как быстрее низкую. Так, среди этих респондентов 21,7% определили качество как однозначно низкую, а 35,9% - как скорее низкую, чем высокую. Высокой качество предоставления услуг признали лишь 6,6% студентов, 35,7% студентов отметили, что качество скорее высокая, чем низкая.

Для разработки мероприятий, которые могли бы улучшить ситуацию со студенческим питанием, необходимо было четко определить, какие причины приводят к такой низкой оценки качества предоставления услуг. Оказалось, что самой большой проблемой для студентов есть большие очереди (62,9% респондентов беспокоит эта проблема). Это объясняется тем, что спрос на услуги учреждений студенческого питания является наиболее крупным во время перерывов, а во время занятий - падает. Кроме того, как и ожидалось, цены в этих заведениях для студентов высоки - так отметили 40,9% респондентов. Кроме указанных проблем, студентов беспокоит также санитарное состояние учреждений (34,4%) и невкусные блюда (36,1%) (диаграмма 2).

Таким образом, проведенное исследование показало, что, с одной стороны, в университете существует достаточно большой спрос на услуги сети заведений Центра студенческого питания, с другой же стороны, этот спрос может быть сформирован в большей степени отсутствием альтернативы, чем качеством услуг, которая в основном определяется как низкая.

Напоследок хотелось бы обратить внимание на рекомендации студентов по улучшению качества услуг учреждений студенческого питания (диаграмма 3). Все они детерминированы изложенными выше проблемами. А именно, студенты рекомендуют снизить цену питания, расположить больше пунктов питания, обратить внимание на санитарное состояние и качество приготовления блюд. И если некоторые из этих рекомендаций невозможно реализовать в ближайшее время, то некоторые из них требуют только приложения усилий со стороны руководства этих учреждений, например, повышение квалификации обслуживающего персонала или улучшение интерьера.

А.А.Мельниченко, директор НИЦ прикладной социологии «Социоплюс»