"Киевский политехник" продолжает знакомить читателей с победителями университетского конкурса "Преподаватель-исследователь 2007". Один из них - Павел Павлович Маслянко, доцент кафедры прикладной математики ФПМ, к.т.н. Он любезно согласился поделиться своим опытом, собственными наблюдениями и результатами научно-образовательного поиска на ФПМ.

Конечно, приятно осознавать и понимать, что твой труд не пропал даром, и тем более, принес весомые результаты. Согласно рейтингу научной работы за 2007 год ФПМ занял четвертое место в университете. Организация научной деятельности на факультете базируется на основных положениях парадигмы "исследовательского университета", которые регламентируются так называемым "треугольником знаний" - образование, наука и инновации. И здесь следует выделить два направления реализации этого "треугольника" - законодательно-организационный, что создает соответствующие условия, и квалификацию научно-педагогических и научных кадров.

Около семи лет назад проф. Александр Артемович Молчанов, тогда декан ФПМ, поддержал идею проведения эксперимента с подготовки магистров по европейским стандартам. Его суть заключается в том, что процесс подготовки магистерской диссертации - в то время даже страшновато было так говорить - на пятом курсе начинался лекцией и практическими занятиями по "Основам научных исследований". Магистрам нужно было выбрать для себя такую предметную область и объект исследований, которые бы определили направление их будущей работы, учитывая возможность карьерного роста. Сначала такая свобода выбора и осознание ответственности за самостоятельно принятое решение немного озадачивали и даже пугали студентов. Но довольно быстро практически все они поняли, что это единственный путь к самореализации и конкурентоспособности на рынке труда.

Реализация этого эксперимента осуществлялась в рамках ведущих фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской подготовки на пятом и шестом курсах. С одной стороны, профессиональные фундаментальные курсы - "Основы научных исследований", "Моделирование сложных систем", "Прикладной системный анализ" - как теоретические основы углубления знаний, а с другой - предметы профессиональной подготовки - "Сети ЭВМ", "Системы передачи данных" , "Системное программирование" и "Системы автоматизации проектирования" - как современные прикладные методы и средства для практической реализации задач прикладной математики в различных сферах человеческой деятельности.

Такой подход дает возможность магистранту сосредоточить все свое внимание на едином, выбранном им самим, научном направлении, использовать для проведения исследований все фундаментальные курсы и применять современные методы и средства информационно-коммуникационных систем и технологий для решении поставленных задач.

С одной стороны, в рамках выбранного магистром направления исследований концентрация знаний профессорско-преподавательского состава мгновенно улучшает качество его подготовки и приближает научный уровень к международным стандартам. Такой вывод я могу сделать из собственных наблюдений и за своими учениками, которые работают в ведущих отечественных и зарубежных компаниях, и за выпускниками зарубежных университетов.

А с другой стороны, такой подход существенно усложняет работу преподавателя из-за большого количества научных направлений и их ежегодного изменения, что требует высокой профессиональной подготовки и расширения научного мировоззрения. Недаром в ведущих мировых исследовательских университетах практикуется, так сказать, «штучная» подготовка магистров: один магистр - один научный руководитель.

Очень благодарен за понимание и поддержку этого процесса со стороны декана ФПМ Ивана Андреевича Дички, ученого совета факультета и коллег по работе.

Очень рад тому, что с каждым годом растет количество не только талантливых и трудолюбивых студентов-магистров, но и студентов младших курсов.

Немного удручает то, что этот талантливый, молодой и энергичный клад нашего государства в полном составе или выезжает за границу, или работает на "заграницу" в украинских представительствах. По моим наблюдениям, финансовая составляющая стоит здесь совсем не на первом месте, хотя она и является достаточно весомым фактором. На первом месте стоит желание самореализации и профессионального роста молодого человека в условиях достойной оплаты труда.

Полностью разделяю мнение многих моих коллег о банальной, но, к сожалению, не всеми осознанной истине: путь к исследовательскому университету проходит через научную деятельность каждого студента, каждого преподавателя, каждого научного работника университета.

Думаю, что основные признаки исследовательского университета и, главное, конкретные показатели результатов его деятельности, должны быть хорошо известны и студентам, и научно-педагогическим работникам. Для этого достаточно открыть Положение о Пилотном проекте "Исследовательский университет" НТУУ "КПИ".

Поэтому и уверен, что департамент науки и инноватики НТУУ "КПИ", заместители деканов по научной работе, ведущие ученые и изобретатели нашего университета, молодые ученые, аспиранты и студенты на пути к исследовательскому университету хлеб зря не едят ...

А тех, кто еще сомневается, прошу пригласить на отчет проректора по научной работе, который проходит на первом заседании Ученого совета университета в начале каждого года.

П.П.Маслянко