Сегодня, когда речь заходит о повышении качества обучения, обычно говорится о квалификации преподавателей, уровне преподавания, обеспечении приборами и учебными пособиями и тому подобное. При этом студенты рассматриваются (сознательно или нет) исключительно как пассивные «потребители образовательных услуг». И часто - небезосновательно. Но в истории КПИ есть замечательный пример того, как много могут сделать именно студенты для улучшения уровня своей подготовки. Имеется в виду деятельность студенческих кружков. О первом из них - инженерном - хотелось бы рассказать подробно.

В ноябре 1901 г. студенты 4-го курса инженерного отделения М.В. Чиков, Ю.В. Ланге и П.Е. Бутенко высказали идею создания кружка для обмена наиболее ценными сведениями, полученными во время летней практики, и совместного решения вопросов, возникающих при проектировании. Эту идею поддержали другие студенты старших курсов. Учитывая мнение большинства инициаторов, в программу заседаний включили также сообщения теоретического характера, поскольку выяснилось, что многие студенты занимаются самостоятельными исследованиями некоторых теоретических вопросов. Когда характер деятельности кружка было предварительно определено, 1 декабря 1901г. состоялось его первое заседание, в котором приняли участие 12 человек. На нем П.Е. Бутенко зачитал доклад «Зависимость между наибольшими моментами трех рядом стоячих грузов системы», которая сопровождалась демонстрационными опытами и диаграммами. На следующем заседании 10 декабря собралось гораздо больше слушателей, а на заседании 24 января 1902 г. избрали правление кружка, составившее устав.

Согласно уставу, целью кружка было пополнение практических и теоретических сведений из инженерно-строительного дела и строительных механизмов. Членами кружка могли быть студенты инженерного отделения и лица, служившие при институте. Руководителем должен быть профессор или преподаватель, которого избирали на год. В уставе были определены следующие направления деятельности кружка: периодические собрания, на которых его членами, а также приглашенными профессорами делаются сообщения практического и теоретического характера, обсуждаются вопросы, встречающиеся при проектировании, и решаются дела кружка. При необходимости кружок мог приглашать посторонних лиц для чтения лекций.

В уставе было также отмечено, что кружок обустраивает при институте музей строительных материалов, моделей, карт, планов и др. и занимается его сохранением и пополнением. Кроме того, было сказано, что кружок выдает для своих членов «Листок инженерного кружка» со следующей программой: некоторые доклады по решению кружка и согласия автора, статьи и заметки профессоров и студентов, а также указатели статей в периодических изданиях, отделы музея, протоколы заседаний и отчеты правления. Также было сказано, что кружок организует экскурсии на стройки, заводы, фабрики.

Первые годы кружок работал очень интенсивно. За 1902 г. прочитано 22 доклада, на которые собиралось до 500 студентов. Кружок организовывал экскурсии для ознакомления со строительством и эксплуатацией различных инженерных сооружений как в Киеве, так и за его пределами - экскурсии проводились в Санкт-Петербург, Варшаву, Одессу, Ригу, Черкассы и другие города. В 1902 г. вышел «Листок инженерного кружка» №1 (декабрь 1901 - март 1902), В 1903 г. - №2 (апрель 1902 - декабрь 1903), В 1904 г. - №3 (январь - май 1904). В каждом, кроме докладов, публиковались протоколы заседаний, кассовый отчет, сообщение об инженерном музее.

В первом сообщении о музее (1902 г.) Было сказано, что он должен был давать будущим инженерам-строителям как можно более полное ознакомление со строительными материалами, их сортами, недостатками, видами разрушений. Исходя из этого, правление кружка выработало план экспозиции музея, согласно которому экспонаты делились на 19 серий: металлы, дерево, камни природные и искусственные, вспомогательные строительные материалы, архитектурный отдел, краски, верхнее сооружение железных дорог, части подвижного состава, мосты, внутренние водные пути, порты, осушение и орошение, водоснабжение, канализация, отопление и вентиляция, электротехника, телеграфия и сигнализация, справочный отдел, и, наконец, «различные предметы, которые не вошли ни в одну из названных серий». Музей был открыт 1 февраля 1902 г., а в 1906 году его объединили с инженерным музеем при инженерном отделении, созданным в 1903 г. по решению руководства КПИ.

Поскольку в те времена не хватало технической литературы, в частности, учебников, члены инженерного кружка взялись за организацию технической библиотеки, открытой в 1904 г. с помощью профессоров Е.А. Патона, С.П. Тимошенка, Г.Дубелира и других, которые подарили библиотеке много ценных книг, она постепенно увеличивалась и в 1913 г. насчитывала 1100 экземпляров.

Революция 1905 г. и последующая реакция привели к тому, что деятельность кружка пришла в упадок - с 1905 г. по 1909 г. кружок действовал лишь в течении двух семестров. В 1909 г., благодаря энергии инициативной группы, кружок возобновил регулярную работу. Появились новые направления деятельности - было организовано бюро для поиска практики, начато издание учебников. Для распространения изданий в 1911 г. организовали отдел продаж. В 1912 г. вышел №4 «Листка инженерного кружка».

В 1913 г. было составлено новый устав инженерного кружка. Если в первом было 19 параграфов и он имел объем две страницы, то в новом - 36 пунктов и 6 страниц. Следует сказать, что в новом уставе значительно увеличились по объему и разделы, касающиеся организации деятельности кружка - «Состав кружка», «Управление делами и собрания кружка», появились новые разделы - «Средства кружка», «Устав ревизионной комиссии», «Изменения устава и закрытие кружка», «Общие правила».

Если цель кружка формулировалась почти так же, как и в первом уставе, то в новом добавились новые направления работы: содержание справочного отдела общего пользования и для своих членов - библиотеки, поиск для своих членов практики,что имеет техническое образовательное значение, издание пособий по предметам курса инженерного отделения, организация - по желанию своих участников - курсов иностранных языков, возможность обустройства лабораторий и кабинетов для изучения отдельных вопросов теории и практики инженерно-строительного дела.

В 1914 г., когда началась империалистическая война, деятельность кружка замирает. С 1916 по 1922 гг. со всех отделов кружка работала только библиотека и отдел продаж.

С 1922 года вместе с возрождением жизни института началось возрождение инженерного кружка. В 1923 г. в нем насчитывалось 255 членов. Кружок издал атлас к книге проф. Патона «Определение числа и величины отверстий мостов на каменных опорах», правда, всего в количестве 5 экземпляров.

2 марта 1923 года, в день празднования 20-летия кружка был открыт Музей студенческих упражнений, где выставили для всеобщего обозрения лучшие студенческие графические работы. В этом же году было выдано №5 журнала кружка - под новым названием «Красный строитель». В 1923 г. организовали новые секции кружка: научной организации труда; «Самопомощь», имевшая задачей помощь студентам рабфака при их подготовке к прохождению курса института, и терминологически -переводческую, работавшую над использованием украинского языка.

Анализируя итоги двадцатипятилетней деятельности инженерного кружка КПИ, можно констатировать: многое из того, что сегодня является неотъемлемой составляющей, так сказать, уставной деятельности вуза - издание пособий, учебников, содержание музея, подбор мест практики, изучение иностранных языков - появилось сначала в кружке, благодаря инициативе студентов, которые сами преодолевали недостатки своей тогдашней подготовки и таким образом выступали как партнеры своих преподавателей в деле улучшения учебного процесса. Некоторые формы деятельности того кружка можно увидеть в работе современного Научно-технического общества студентов и аспирантов. А кое-что, в частности издание студенческого научного журнала, в котором публиковались бы материалы докладов на заседаниях кружка, возможно, следовало бы возродить. В любом случае, изучение опыта студенческих кружков начала прошлого столетия может пригодиться и сегодня.

В.Игнатович