В отделе исторических раритетов научно-технической библиотеки НТУУ "КПИ" сохраняется немало редких изданий, книг, отчетов, альбомов и тому подобного. Внимание привлекла небольшая по объему книга "Отчет о состоянии Киевскага Политехническага Института императора Александра II за 1899 г.".

Для исследователей, изучающих историю основания и становления Киевской политехники, эта книга представляет незаурядный интерес. Ведь информация, которая подается в ней, - это первоисточник исторических фактов, описание деятельности КПИ в первые годы после открытия. Это действительно уникальное издание. Его уникальность заключается прежде всего в уникальности информации, которую издание предлагает читателю.

Известно, что в 1898 г. - году основания КПИ - начали обучение 360 студентов, которые распределились по 4-х отделениях института следующим образом: на механическом - 109, на инженерном - 101, на химическом - 63, на сельскохозяйственном - 87.

Однако, к весенним переводным экзаменам дотянули не все. А на протяжении всего 1899 года отчислено 208 студентов. Несмотря на это, с целью увеличения количества студентов на 2-м курсе было решено разрешить проведение осенних переводных экзаменов и конкурсного дополнительного набора студентов на 2-й курс. Состав Киевской политехники после конкурсного отбора на 1 и 2-й курсы осенью 1899 года года представлен в табл.1.

На 1 января 1900 общее количество студентов составляло 589 человек. Интересна информация в отчете о распределении студентов по вероисповеданию и по сословному принадлежности в 1899 (см. Табл. 2).

В 1899 г. продолжалось строительство корпусов института. Первый курс учился в помещении Коммерческого училища. Аренда этого помещения продолжалась до осени 1899 г., после чего все четыре отделения КПИ перевели в химический корпус, который к тому времени был построен.

Очень удобными были 12 больших залов площадью по 50 кв. саженей каждая. 4 из них было отведено для занятий химией, 2 - для физического кабинета и лабораторного помещения для практических занятий физикой, еще в одном зале - обустроили временную аудиторию для чтения лекций соединенным отделениям второго курса, остальные 5 залов было отведено для занятий студентов черчением и рисованием. Полностью функционировала большая химическая аудитория. В других комнатах были обустроены зоологический и биологический кабинеты, лаборатории, небольшие аудитории, библиотека, канцелярия, приемная и тому подобное. Таким образом, в химическом корпусе удалось расположиться всему институту, хотя и со значительными неудобствами из-за тесноты.

Занятия студентов учебными предметами вообще можно было назвать достаточно удовлетворительными. Особенно хорошо они учились в лабораториях и кабинетах; многие студенты посвящали этому гораздо больше времени, чем было положено по расписанию, и работали они иногда до позднего вечера. Также хорошо занимались студенты черчением и рисованием; кроме занятий в будни, которые прекращались только с наступлением темноты, было признано необходимым открывать чертежные залы на несколько часов и по воскресеньям, чтобы дать возможность желающим выполнить в установленный срок обязательные работы. Это было необходимо в тех случаях, когда задержка в выполнении работ возникала из-за болезни или по другим причинам. Менее удовлетворительным было посещение лекций, однако руководство института надеялось, что с годами у студентов КПИ установится правильный взгляд на пользу и значение устного преподавания основ наук.

Занятия математического направления посещались студентами института достаточно хорошо. Поскольку эти занятия заключались в решении задач по всем разделам курса, то на их основании успевающие студенты могли быть освобождены от сдачи экзаменов. Таким путем хорошо регулировались летние занятия, которые распределялись равномерно на весь учебный год. При малой продолжительности срока, назначенного Уставом института на переводные экзамены (не более 20 дней), переход студентов на старшие курсы, в большинстве случаев, был возможен только для тех студентов, которые на основании годовых занятий освобождались от одного или нескольких экзаменов. Значение этого порядка ведения учебного процесса постепенно усваивалось студентами, и число лиц, что освобождались от экзаменов, с течением времени значительно возрастало. Так, в 1898-99 гг. при переходе с I курса на II были освобождены от экзаменов 97 студентов из 189 предметов, а в следующем году освободились от экзаменов 254 человека с 495 предметов.

Материальная обеспеченность студентов КПИ также, как и во всех других высших учебных заведениях страны, была очень низкой. К счастью, Устав института позволял освобождать от платы значительное количество студентов (до половины всего состава), так как ежегодно большое количество молодых людей могло бы быть уволено за невнесение платы за обучение.

Институту много помогали частные благотворители, которые установили стипендии для студентов. За отчетный год количество таких стипендий составляло 16 и они представляли капитал в 90900 рублей.

Между тем, строительство корпусов института продолжалось. Большое значение приобрела деятельность Строительной комиссии. В 1899 г. активную участь в ее работе принимали профессора КПИ Ю.М.Вагнер, Е.П.Вотчал, С.М.Реформатский, К.О.Зворикин, М.И.Коновалов, Г.Г.Де-Метц, П.Р.Слезкин, М.П.Чирвинский. В обязанности членов Строительной комиссии входили разработка предложений по подбору оборудования для учебно-вспомогательных подразделений института, его получение и установка на месте, организация финансового документооборота, подготовка отчетов для Правления института за совершенные покупки. Оборудование для учебно-вспомогательных подразделений, как правило, было приобретено за счет средств, находящихся в распоряжении Строительной комиссии, однако, частично, для той же цели использовались средства, выделенные в смете на содержание КПИ. Как пример, можно привести распределение этой суммы на различные нужды в течение 1899 г. (см. Табл. 3).

Из приведенного распределения следует, что львиная доля расходов шла на содержание личного состава института. На втором месте по объемам были расходы на отопление и освещение помещений, а вместе с затратами на уборку и содержанием прислуги эти расходы составили почти треть от расходов на содержание личного состава института.

Интересна информация по преподавательскому составу института, который значительно пополнился в 1899 году в связи с открытием вторых курсов.

Так, например, в 1899 г. из Московского сельскохозяйственного института в КПИ на кафедру химии был переведен ординарный профессор М.И.Коновалов, на которого были возложены обязанности декана химического отделения. Через несколько лет, а именно в 1902 г., М.И.Коновалов станет ректором КПИ.

В том же 1899 г. с Императорского Казанского университета на кафедру теоретической механики КПИ был переведен доктор прикладной математики, выдающийся математик О.П.Котельников.

Был привлечен к преподаванию рисования в КПИ и известный художник М.К.Пимоненко - автор многочисленных полотен из жизни украинского народа.

В том же году личный состав Киевской политехники пополнили и другие талантливые профессора и преподаватели.

Многие из профессоров и преподавателей КПИ совмещали работу в КПИ с преподаванием в других учебных заведениях или с работой в других организациях. Так, например, В.Е.Ермаков, Б.Я.Букреев, Г.Г.Де-Метц, С.Г.Навашин, С.М.Реформатский - были профессорами Университета Св. Владимира. М.К.Пимоненко преподавал рисование в Киевской рисовальной школе, П.Р.Слезкин - заведовал контрольной лабораторией Министерства Земледелия и Государственного имущества при Земледельческом Синдикате. В.Л.Кирпичев и К.О.Зворикин работали в Киевском отделении Императорского Русского Технического Общества, причем В.Л.Кирпичев был заместителем председателя этого отделения.

Как видим, отчет за 1899 г., то-есть за первый полноценный календарный год работы, подготовленный его авторами достаточно подробно и взвешенно. И, хотя, сам отчет по объему небольшой, однако, жизнь Киевской политехники представлена в нем полно и всесторонне. Поэтому, пусть и дальше неисчерпаемые источники нашей истории вдохновляют новых и новых исследователей

Автор: В. Янковий

На фото: Первое помещение КПИ (1898-1899 гг.) в строении коммерческого училища на Бульварно-Кудрявской улице (новое название - улица Воровского)