12 августа 2012 г. исполнилось 100 лет с момента создания военно-воздушных сил (ВВС). Эта дата непосредственно связана с деятельностью Киевского политехнического института, в котором еще с 1906 года очень бурно формировалось воздухоплавательное направление деятельности профессоров, преподавателей и студентов, среди которых наиболее активными были профессор Делоне, студенты Бобров и братья Касьяненки - Евгений, Иван и Андрей.

Более 40 различных типов аэропланов были разработаны и построены почти на собственные деньги в короткий срок (1910-1912 гг.) студентами и преподавателями КПИ.

С очерка ректора НТУУ "КПИ" М.З. Згуровского "Киевские Политехники-пионеры авиации, космонавтики, ракетостроения" известны все имена и достижения выдающихся пионеров и конструкторов авиации и ракетостроения от монархической России до настоящего времени.

Прошло более 100 лет со дня, когда 23 мая 1910 г. в воздух поднялся первый в царской России самолет-биплан с отечественных материалов "Кудашев-1" собственной конструкции профессора КПИ Александра Сергеевича Кудашева. Еще через месяц студент КПИ Игорь Сикорский поднял в воздух свой самолет.

Вместе с создателями КПИ весомый вклад в создание и развитие воздушных кораблей сделали выдающиеся ученые и конструкторы университета-собрата - Московского государственного технологического университета им. Баумана, в котором с 1872 г. работал и в 1882 г. защитил докторскую диссертацию на тему устойчивости движения Николай Егорович Жуковский.

В 1893 г. Н.Е. Жуковский сказал свою крылатую фразу: "Человек не имеет крыльев, и по отношению веса своего тела к весу мускулов он в 72 раза слабее птицы ... Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума".

С 1909 года Жуковский начал читать в МГТУ им. Баумана курс лекций по воздухоплаванию и создал студенческий кружок, учениками которого были известные в будущем авиаконструкторы А.М. Туполев, Б.С. Стечкин, А.Н. Юрьев, А.А. Архангельский, П.А. Сухой, В.М. Петляков, А.А. Микулин, В.П. Ветчинкин.

Здесь он в 1910 году создал аэродинамические лаборатории. А в конце 1918 г. по инициативе Жуковского в Москве было создано легендарный Центральный аэродинамический институт (ныне ЦАГИ), где начинали свою профессиональную деятельность многие выдающиеся авиаконструкторы.

За 100 лет истории авиастроения пройден славный и легендарный путь. Этот путь Россия и Украина прошли вместе бок о бок, с гордостью вспоминая своих выдающихся авиаконструкторов, которые воспитывались техническими институтами, главными из которых являются Киевский политехнический и МГТУ им. Баумана.

В списке прославленных выпускников КПИ - имена, которыми гордится не только украинская, но и вся мировая авиация. Среди них Игорь Сикорский, Александр Микулин, творец гидросамолетов Дмитрий Григорович, братья Касьяненки, Александр Кудашев, разработчик турбореактивных двигателей Архип Люлька, а выдающиеся советские авиаконструкторы - Константин Калинин, Сергей Королев, Владимир Челомей, Лев Люльев и многие другие представители "золотых имен" Киевской политехники - сделали бесценный вклад в создание и развитие ракетно-космической техники.

Фундамент, который был заложен в образовательную систему со времен Российской империи выдающимися учеными и педагогами, и до сих пор остается надежным и основательным.

На основе углубленной подготовки по фундаментальным естественным дисциплинам в сочетании с обще-инженерными курсами и практической работой в лабораториях и на производстве получают развитие и новые научные и образовательные направления, осуществляются новые открытия и открываются новые горизонты для творческой деятельности специалистов технологического направления.

В то же время исследования, открытия и реализация новых технологий, механизмов, систем и целых комплексов становятся все более сложными, капиталоемкими. Время требует объединения усилий и укрепления партнерства. И особенно это целесообразно осуществлять в образовательном процессе.

Старая мудрость гласит, что лучший результат дает та деятельность, что направлена на развитие положительного, а не та, которая направляется против негативного.

Непосредственное отношение это имеет и к образованию. Нам нужно объединять молодежь, сплачивать его для решения общественных, экологических и социальных задач и проблем.

Наше общее будущее лежит в секторе общего направления повышения качества и мобильности подготовки специалистов с использованием современных инновационных образовательных технологий, креативных подходов и открытых прозрачных взаимоотношений педагога и студента.

Наше общее будущее лежит в одном векторе: образование - наука - инновации.

Наше общее будущее зависит в реализации одной парадигмы общественного развития: использование знаний и инноваций для устойчивого развития общества в гармонии с природой, в гармонии с человеком и его душой.

По случаю 100-летия ВВС на базе МГТУ им. Баумана была организована и 17 октября 2012 г. проведена Международная научно-практическая конференция "Подготовка кадров для высокотехнологичного комплекса: опыт и перспективы", посвященная этой знаменательной дате. От имени ректора и ректората НТУУ "КПИ" на конференции с докладом "КПИ и МГТУ им. Баумана у истоков воздухоплавания" выступил проректор Г.Б. Варламов, который вручил президенту МГТУ им. Баумана И.Б. Федорову памятный подарок-офорт заслуженного художника Украины Иванова-Ахметова, преподавателя ВПИ, на котором изображен первый в мире памятник Игорю Сикорскому.

За весомый вклад в развитие воздухоплавания и воспитания специалистов и конструкторов высокого качества ректор НТУУ "КПИ" М.З. Згуровский и проректор Г.Б. Варламов награждены медалью "100 лет авиации России".

Г.Б. Варламов, проректор НТУУ "КПИ"

Дата події