Мир открыт - это уже не красивый лозунг, а для студентов НТУУ "Киевский политехнический институт", я считаю, проверенный факт.

Для доработки доклада на Международную конференцию по ядерной инженерии (ICONE20, 30.07-03.08.2012, г.. Анахайм, Калифорния, США) у меня была запланирована поездка к соавторам в Институт Технологий Университета Онтарио (UOIT - University of Ontario Institute of Technology, г. Ошава, Канада). В конце января они прислали мне информацию о том, что в канадском Университете имени В. Макмастера (McMaster University, г. Гамильтон) Международное агентство по атомной энергии МАГАТЭ запланировало провести учебный курс по научным основам и технологиям сверхкритических водоохлаждаемых атомных реакторов (IAEA Course on Science and Technology of Supercritical Water Cooled Reactors).

Потребности в чистой электроэнергии, не основанной на использовании истощаемых полезных ископаемых, постоянно растут; поэтому для увеличения выработки электроэнергии и уменьшения влияния вредных факторов на окружающую среду мир требует разработки новых атомных реакторов с более высокими величинами теплового КПД. Современные атомные электростанции работают на реакторах II и III поколений, конструкции которых недостаточно эффективны с энергетической точки зрения. В настоящее время группа стран, включая Россию, США, Японию, страны ЕС, Канаду и другие, инициировала международное сотрудничество по разработке атомных реакторов следующего, IV поколения. Конечной целью разработки таких реакторов является увеличение теплового КПД с 30 ... 35% до 40 ... 50%. Такое увеличение теплового КПД должно привести к более высокой выработке электроэнергии по сравнению с технологиями ядерных реакторов с водой под давлением (ЯРВТ) или кипящих ядерных реакторов (КЯР), из расчета на 1 кг урана.

Тема курса соответствовала моим интересам, а время проведения точно предшествовало периоду, запланированном для работы в UOIT. Отправив заявку-анкету, я попросила организаторов о финансовой поддержке (взнос участника - $ 1,700 CAD, кроме того, проезд, проживание). Я благодарна МАГАТЭ за поддержку, которая позволила мне принять участие в курсе. Некоторое время ушло на получение документов для оформления визы, а после обращения в Посольство Канады визу я получила довольно быстро.

Прилетев в Канаду, я поселилась в общежитии Университета имени В. Макмастера. Университету более 125 лет. McMaster University носит имя сенатора Уильяма Макмастера, который завещал значительные средства для создания баптистской "Христианской школы учебы". В г. Гамильтон McMaster University переехал в 1930 году, и сегодня его территория вполне может сравниться с территорией КПИ (студентов гораздо меньше). В составе McMaster University 7 факультетов и самый большой из них - факультет инженерии (Faculty of Engineering). Именно на этом факультете, в Kenneth Taylor Hall, проходил учебный курс по научным основам и технологии сверхкритических водоохлаждаемых атомных реакторов.

Для участия в курсе приехали 25 слушателей из Канады, США, России, Мексики, Японии, Китая и ... с Украины. Я была самой молодой участницей. Курс проводили 12 профессоров и ведущих специалистов-практиков, которые приехали в Канаду из Китая, США, Швейцарии, Японии, Финляндии и Австрии. Программа курса оказалась очень интенсивной: с понедельника по субботу мы начинали с 8 утра и работали до вечера (конечно, были краткие перерывы - Coffee Break и перерыв на обед). Только в четверг мы оторвались от занятий, и нам продемонстрировали университетский научно-исследовательский центр: ядерный реактор McMaster, канадский Центр электронной микроскопии, а также Лабораторию испытания материалов CANMET и Stern Laboratories, а затем организаторы провели незабываемую экскурсию на Ниагарский водопад.

Было интересно, когда всех нас, участников поделили на команды по 5-6 человек. Нам было выдано задание спроектировать новый вид атомного реактора на основе уже существующих конструктивных схем. В конце командной работы прошли обсуждения каждого проекта. В последний день были представлены доклады команд о результатах проектирования. Студенты, успешно окончившие курс, получили сертификаты.

Каждый день в мире проходит множество научно-технических курсов и семинаров, в том числе на интересующие меня темы. Теперь я убеждена, что смогу участвовать в них, нужно только приложить усилия.

Анастасия Зворыкина, студентка группы ЗВ-01 ЗФ