Легкий, дешевый и всегда готов к работе: и днем, и ночью, и в жару, и в лютые морозы. Запросто размещается в кармане или даже за ухом. Без осложнений стирается резинкой. С его помощью дети выводят свои первые каракули, а выдающиеся мастера создают бессмертные шедевры. Это, конечно же, простой карандаш - самый доступный и самый известный в мире записывающий инструмент, который даже в начале XXI века не сдает своих позиций. Привычный и простой для каждого из нас, но какой непростой путь пришлось ему преодолеть для достижения этой простоты, надежности и совершенства!

... С XIV века для рисования использовали так называемые «серебряные карандаши» - палочки, изготовленные из смеси свинца и цинка, темно-серый след от которых, окисляясь, делался коричневым. Стереть мякишем или пемзой нарисованную линию было невозможно. Вот и приходилось учиться рисовать точно и безошибочно, как это делали такие выдающиеся художники, как немец Альбрехт Дюрер (1471-1528), итальянцы Сандро Боттичелли (1445-1510) и Леонардо да Винчи (1452-1519) и другие.

Для рисования использовали и древесный уголь. Обтачивали ивовые палочки, подтачивали их на обоих концах, складывали в горшок, крышку герметично замазывали глиной и на ночь ставили в натопленную печь. Но уголь на бумаге держался непрочно. Как только не боролись с этим недостатком! Заранее покрывали бумагу водным раствором клея, высушивали, а после того, как листы были списаны или разрисованные, - держали над водяным паром. В результате клеевой слой увлажнялся и скреплял уголь, после чего высохший лист или рисунок были хорошо закреплены.

Странная же история карандаша в привычном виде началась в XVI веке в Борроудейл, красивой долине Озерного края на севере Англии. Там были обнаружены залежи неизвестного черного вещества, похожего на уголь, но не горючего. На различных поверхностях оно оставляло черный с металлическим блеском след, что легко стирался. Этот минерал стали называть «плумбаго» (лат. «подобный свинцу»). Чтобы не пачкать руки, куски этого материала оборачивали в пергамент, а также делали из него короткие стержни, которые обматывали веревкой. Неизвестно, кто первый решил поместить этот минерал в деревянную оправу (впервые о деревянном карандаше с графитовым стержнем упоминается в трактате о минералах швейцарского естествоиспытателя Конрада Геснера (1516-1565)), но уже в начале второй половины XVI века такой неприхотливый карандаш стал известен и в других странах Европы.

В 1779 году шведский химик Карл Вильгельм Шееле сделал неожиданное открытие: минерал, который называли «плумбаго», оказался совсем не свинцом, а модификацией углерода. Через десять лет немецкий геолог Абраам Готлоб Вернер назвал это вещество графитом (от греч. графо - «пишу»).

Долгие годы поставщики английского графита - «черного мела» - удерживали монополию на производство карандашей, поскольку их минерал был достаточно чистым и не нуждался в обработке. Графит же, что добывали в других странах Европы, был низкого качества. Большинство разведанных месторождений очень быстро были исчерпаны. Так произошло в Италии, Германии и Испании. Поэтому производители начали интенсивные поиски улучшения свойств грифеля. Французский ученый Николя Жак Конте в 1792 году смешал измельченный графит с глиной и обжигом изготовил из этого материала стержни. Изменяя пропорции смеси, можно было достичь различных оттенков черного. Для получения же цветных карандашей в грифель начали добавлять различные красители и пигменты. В то же время во Франции был изобретен «парижский карандаш» - из белой глины и черной сажи. Он оставлял очень темный, почти черный, след и к тому же был мягким - почти не царапал бумагу. Тогда же французы изобрели и цветные мелки - пастель: до обычного мела добавляли жиры и красящие пигменты, после чего раскатывали на мраморной плите и высушивали.

фабрика оливцив Более совершенную смесь для изготовления карандашных стержней изобрел чешский владелец фабрики по изготовлению лабораторной посуды Йозеф Гартмут. Рассматривая одну из чашек-тиглей, изготовленную из смеси глины и графита, он случайно уронил ее на стол, и заинтересовался тем, что осколок, который отпал, оставил на бумаге четкий черный след. Так появились знаменитые пишущие стержни «KОH-И-NООR», название которым, созвучное с широко известным желтым бриллиантом, придумал один из его потомков - Франц Гартмут. Он же предложил и соответствующий фирменный - желтый - цвет карандашей «KОH-И-NООR», первые из которых были изготовлены в 1790 г.

В XIX-й веке месторождения графита были обнаружены в Сибири, Германии и других частях мира. В Германии, а затем и в США начали открываться карандашные фабрики. Механизация и массовое производство позволили снизить цены на карандаши, и к началу XX века ими могли пользоваться даже школьники.

Как изготавливают карандаши? Смесь воды, глины и мелких частиц графита пропускается через узкую металлическую трубочку и выходит из нее в виде длинной тонкой соломинки. После сушки, разрезания и обжига грифель погружают в горячее масло и воск. Из древесины - обычно кедровой, поскольку она легче поддается заточке, - изготавливают рейки толщиной в пол карандаша, затем их обрабатывают и на них вырезают желобки. В один желобок размещают грифель, потом обе половинки склеивают и сжимают. Когда клей высыхает, полученную заготовку разрезают на отдельные карандаши, которым придается определенная форма. После шлифовки, окраски и маркировки, указывающей фирму-производителя, степень твердости грифеля и другую информацию, теперь уже «бесшовный» карандаш готов к работе. Иногда к одному его концу прикрепляют стиральную резинку (ластик), которую в 1858 г. запатентовал Хайме Лимпен из Филадельфии.

Во всем мире ежегодно выпускают миллиарды карандашей самых разнообразных конструкций и форм. Карандаши стали универсальным инструментом для рисования и письма. Обычным карандашом можно провести линию длиной более 50 километров или написать в среднем почти 50000 слов!

Понятно, что такая нужная в повседневной жизни вещь, как традиционный «деревянный» карандаш, постоянно совершенствуется.

... Заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются со стола, привычную нам шестигранную форму карандаша в конце XIX-го века предложил граф Лотар фон Фаберкастл. А в 1869 году американец Алонсо Таунсенд Кросс изобрел механический цанговый карандаш, в котором стержень удерживают металлические зажимы (цанги).

В XX веке выпускался так называемый «химический» карандаш, после применения которого язык слишком усердного пользователя оставался темно-синим.

Также многие представители старшего и среднего поколений пользовались и двухцветными красно-синими карандашами - или двусторонними, или с продольным размещением двух грифелей. Наверное, мало кто задумывался, почему именно этой комбинацией цветов ограничивался довольно удобный карандаш (как теперь называют, «два в одном»). А все оказывается очень просто: этими карандашами в первую очередь пользовались военные при работе с картами. Ведь для нанесения условных обозначений, присущих своим войскам и войскам противника, были нужны именно эти цвета.

Во второй половине ХХ века большинство отечественных магазинов канцелярских товаров украшали полуметровые карандаши, вызывая искреннее восхищение детей. Но и они будут выглядеть лилипутами рядом с самым длинным в мире карандашом, изготовленным английской компанией Cumberland Pencиl, ведь его длина составляет 7 м 91 см и весит он до 446 кг!

Интересно, но даже и в третьем тысячелетии карандашу предоставляются все новые и новые качества. Так, на замену шестигранному карандашу предлагается трехгранный, на одну из граней которого нанесено измерительную шкалу, что предоставляет традиционному записывающему устройству функции линейки!

Фабрика KОH-І-NООR Чтобы правильно выбрать карандаш, необходимо знать специальные символы, обозначающие степень твердости.

В разных странах применяют различные классификации. На родине карандаша приняты следующие обозначения.

Буквы «НВ» означают «стандартный», «твердо-мягкий».
Буква «В» означает «мягкий». Цифры рядом с буквами, например «2B» или «6B», обозначают степень мягкости. Чем больше цифра, тем мягче грифель. При этом мягкие грифели оставляют более темный след.
Буква «Н» означает «твердый». Чем больше цифра, например «2Н», «4Н», «6Н», тем тверже грифель.
Буква «F» означает оптимальную степень твердости (между «НВ» и «Н»).
В Украине, России и большинстве республик бывшего Советского Союза используют буквы «Т» (твердый), «М» (мягкий) и «ТМ» (твердо-мягкий). Цифры перед буквами означают степень твердости. Интересно, что уже в 1846 г. был налажен выпуск карандашей 17 степеней твердости!

... Универсальный, простой и надежный карандаш - неприхотливый труженик - отнюдь не устарел и по сей день, и можно надеяться, что он будет помогать нам в повседневной жизни еще длительное время.